Минпромторг: льготные кредиты спасут обваливающийся авторынок

Российские банки снова начали выдавать льготные кредиты на покупку новых автомобилей. Таким образом государство надеется стимулировать покупательский спрос в условиях снижения продаж на авторынке. Об этом шла речь на брифинге замминистра промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова.

До 1 сентября Министерство промышленности и торговли будет принимать заявки от организаций, изъявивших желание работать в программе льготного кредитования. Уже сейчас ряд банков готов выдавать льготные кредиты, самый первый такой заем был предоставлен Башкирским филиалом ЮниКредит Банка. Список банков, работающих в системе льготного автокредитования, вскоре появится на сайте Минпромторга и будет пополняться до 1 сентября. По опыту прошлой кампании ожидается, что в программе примет участие около 100 банков. Государство рассчитывает, что с помощью льготных кредитов найдут своих покупателей около 200 000 автомобилей. Из них 116 000 — «чистая» добавка к рынку. Остальные приобретут граждане, которые колебались, а государство подтолкнуло их к покупке. Что касается процентной ставки, то если сейчас она, в среднем, составляет 15-16%, то за вычетом 6%, субсидируемых государством, она снизится до 9-10%. При этом останутся и дорогие кредиты. Например, экспресс или кредиты, выдаваемые по одному-двум документам. Ставки по ним будут достаточно высокими, потому что в них включены повышенные риски невозврата, но все равно они будут ниже на те же 6%, которые гарантирует государство. Программа льготного автокредитования будет действовать до 1 апреля 2014 года, а если Минпромторгу удастся договориться с Минфином, то и до конца 2014 года.

Алексей Рахманов подчеркнул, что у государства нет задачи дать заработать банкам. Это льготы, направленные на то, чтобы стимулировать спрос через предоставление интересного предложения потребителям.

Замминистра отметил также, что согласно статистике АЕБ, единственной на сегодняшний день наиболее полно отражающей объем продаж на авторынке, наметилось падение спроса на новые автомобили. Особенно резко снижаются темпы продаж в сегменте легковых машин. По итогам весны показатели ушли вниз на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но до конца объективной эту статистику все же считать нельзя, полагает чиновник. Если начинать копать поглубже, оказывается, что она «гуляет», некоторые производители намеренно лукавят, предоставляя неточные данные о своих продажах. Поэтому вся надежда — на вводимые сейчас электронные паспорта транспортных средств. Когда такая база начнет работать, появятся более точные представления и об объемах продаж.

Алексей Рахманов не сомневается, что российский рынок не позже 2020 года займет первое место в Европе по уровню продаж. В то же время он подчеркивает, что у России нет задачи во что бы то ни стало стать первой. Рост рынка — это вопрос, прежде всего, здоровья экономики. Сюда заложена и локализация производства, и новые рабочие места, и прибыль предприятий, из которой выделяются средства на развитие и обновление производства и т. д. То есть цепочка сложнее, чем кажется на первый взгляд. Объем продаж — это не «вещь в себе», а оправданный и просчитанный экономический фактор. Если взять расчет количества автомобилей на тысячу жителей, то в России эта цифра составляет 270 шт., а в США — 800 шт. Между тем, потенциал у России высокий: растет уровень жизни, все больше людей могут позволить себе не просто новый автомобиль.

Еще раз об условиях программы льготного кредитования: максимальная стоимость автомобиля не должна превышать 750 тысяч рублей. Масса машины - не более 3,5 тонны. Получатель автокредита должен внести не менее 15% предоплаты. Договор заключается на срок не более 36 месяцев. В перечень включено 37 марок автомобилей. Субсидии в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ будут предоставляться банкам каждый месяц. Контролировать соблюдение правил предоставления субсидий будет Минпромторг.

Несмотря на заверения чиновников, эксперты полагают, программа льготного автокредитования лишь частично ориентирована на покупателя. В действительности государство, делая щедрые бюджетные вливания, помогает (как и было обещано) иностранным автоконцернам, работающим в режиме промсборки.

В свою очередь, банкиры, уже столкнувшиеся с падением сектора автокредитования, надеются, что данная программа сможет реанимировать покупательский спрос, а значит, поможет и им.

Подпишитесь на «За рулем» в