Две трети грузовиков в России — старше 15 лет

В России зарегистрировано свыше 3,5 млн грузовиков и более 3,7 млн легких коммерческих автомобилей. Около 68% грузовиков и 36% LCV — старше 15 лет. Такие данные приводит агентство «Автостат», подготовившее отчет «Структура и прогноз парка коммерческих автомобилей в России до 2017 года». Эксперты считают, что опасные и неэкологичные машины требуют срочной замены.

На начало 2013 года российский грузовой автопарк составил 3,68 млн единиц, сообщает «Автостат», причем более 80% (порядка 3 млн машин) произведено на постсоветском пространстве, а сам парк имеет довольно высокий средний возраст: около 68% грузовиков (почти 2,5 млн), раскатывающих по России, выпущены до 1998 года. Из них 851,9 тыс., или 23,2% российского парка грузовиков, произведены на Горьковском автозаводе, на КамАЗе — 758,7 тыс. автомобилей, или около 20%, на ЗИЛе — 657,9 тыс. автомобилей, или 18%.

Парк легкой коммерческой техники в России насчитывал 3,74 млн единиц, из них свыше 60% – отечественных марок, а на долю транспортных средств старше 15 лет приходится 36%, что соответствует 1,35 млн машин. На первом месте в секторе легкого коммерческого транспорта снова находится ГАЗ – им выпущено свыше 35% от общероссийского парка (1,35 млн машин). Продукция УАЗа в этом сегменте насчитывает 690,3 тыс. Третье место и лидерство среди легких коммерческих иномарок принадлежит японской Toyota – 272,2 тыс. единиц.

«Высокий средний возраст грузовиков в России обусловлен большими объемами производства грузовой техники в советский период и дальнейшим их снижением с начала 90-х годов прошлого века, в связи с чем темпы обновления парка резко замедлились», – полагает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Обновлять грузовой автопарк нужно с помощью властей, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты, – повышая налог на старые машины и ограничивая срок эксплуатации. Помогут и меры, облегчающие покупку и удешевляющие эксплуатацию экологичной техники, от снижения налогов на экологичные машины и частичного субсидирования расходов на их приобретение.

Все эти меры актуальны и требуют немедленной реализации, а сроки будут зависеть от согласования в правительстве, считает зам. главы Минпромторга Алексей Рахманов. По его мнению, в первую очередь нужно ужесточить правила технического осмотра.

По прогнозам «Автостата», в России в ближайшие пять лет число легких коммерческих автомобилей (LCV) будет расти быстрее, чем парк грузовиков и автобусов: в 2017 г. в России будет 4,4 млн LCV – на 17,6% больше, чем в 2012 году, количество автобусов вырастет на 5% – до 409 500 шт., грузовиков – на 6,5% (до 3,9 млн шт.).

После недавнего резонансного ДТП под Подольском, когда снятый с учета грузовик с отказавшими тормозами протаранил рейсовый автобус, погубив 18 человек, московские власти намерены ходатайствовать перед прокуратурой о проверке организаций, совершающих грузовые и заказные перевозки в столице, и планируют внести в законодательные органы инициативу об ограничении движения по территории Москвы технически устаревших и небезопасных видов грузовых автомобилей. Сейчас в Москве проходит операция «Безопасность», результаты которой никак нельзя назвать утешительными. Так, всего лишь за два дня выявлено 825 автомобилей с неисправностями, с которыми по правилам дорожного движения их эксплуатация запрещена, в 575 машинах неполадки были настолько вопиющими, что автоинспекторы сняли регистрационные знаки до их устранения, а 333 наиболее «ушатанных» автомобиля «приговорены» к крайней мере — запрету эксплуатации.

Подпишитесь на «За рулем» в