Эксперты разошлись в оценке пользы мегарегулятора для ОСАГО

Мегарегулятор может наладить порядок в отрасли, полагают одни эксперты. Без повышения тарифов страхования сделать ничего нельзя, считают другие. Опасно сосредотачивать в одних руках законодательную и надзорную функции, даже если это Центробанк, утверждают третьи. Этот вопрос обсуждался на круглом столе «Автострахование после создания мегарегулятора: проблемы, ожидания и перспективы», состоявшемся 19 сентября в пресс-центре РИА Новости.

За 10 лет ОСАГО перестало выполнять функцию возмещения вреда невиновному участнику ДТП. Поэтому этот вид страхования нуждается в серьезном реформировании, и делать это нужно всем сообща, консультируясь с общественностью, заявил координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов на круглом столе «Автострахование после создания мегарегулятора: проблемы, ожидания перспективы».

Участники круглого стола попытались разобраться, почему отрасль страхования оказалась в тупиковом положении: страховщики утверждают, что работают в убыток, в свою очередь, автовладельцы недовольны их услугами и полагают, что те «жируют» на их деньги.

«Можно назвать несколько причин сложившегося положения. Это тарифы, не менявшиеся 10 лет и не позволяющие покрывать существенно возросшие издержки страховых компаний. Это ущерб от ухода с рынка мелких страховщиков, это отсутствие единой методики оценки ущерба», — полагает зам. главного редактора Газеты.Ru Алексей Михайлов.

Управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин считает, что негативную роль для отечественного автострахования сыграет вступление нашей страны в ВТО. У нас уже присутствуют представители пяти ведущих страховых компаний, через некоторое время произойдет передел рынка, и зарубежные компании со временем могут занять 60-70% страхового рынка. Топ-менеджер компании полагает, что в дальнейшем мегарегулятор сможет повысить прозрачность структуры страхового сектора – особенно если будет работать в тесном взаимодействии с игроками рынка.

Президент Федерального саморегулируемого союза страховых организаций Александр Коваль полагает, что все вертится вокруг тарифов, которые повышать все равно придется, и не стоит это маскировать повышением региональных коэффициентов или введением тарифных коридоров, которые приведут только к демпингу. Должен быть свободный, регистрируемый рынком тариф. Он полагает, что ОСАГО-2 — «блестящая краска по ржавчине» и проблемы не решит. Нужно просто собраться всем заинтересованным лицам, выбрать независимого актуария и посчитать размер необходимого тарифа. «Мы не изобретали ОСАГО, это европейская система, — говорит Александр Коваль. — Мы просто добавили социальную составляющую, что и породило массу проблем, так как нынешние тарифы давно не отвечают требованиям по возмещению. Но даже если тариф и повысится, он не будет запредельным. А все расчеты должны быть обязательно представлены широкой общественности».

Гендиректор института региональных проблем Дмитрий Журавлев охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию на рынке ОСАГО как критическую и отметил, что хуже всего с «автогражданкой» в регионах. Страховые компании вынуждены уходить с региональных рынков из-за убыточности, а автовладельцы оказываются заложниками недобросовестных игроков. По мнению эксперта, мегарегулятор обладает потенциалом для решения этих проблем, однако изменения не произойдут в одночасье, и контролирующему органу совместно с участниками рынка предстоит долгая и кропотливая работа.

Справка

Финансовый мегарегулятор — орган государственной власти, созданный на базе Центрального банка для осуществления функций регулирования и надзора на финансовых рынках России. Идея о создании системы была высказана первым вице-премьером России Игорем Шуваловым в середине 2012 года. С 1 сентября Финансовая служба по финансовым рынкам (ФСФР) упразднена и частично вошла в структуру мегарегулятора. До сих пор тарифы в ОСАГО, ОПО и ОСГОП разрабатывались Минфином РФ и утверждались правительственными постановлениями. Теперь эти функции возложены на новую структуру.

Подпишитесь на «За рулем» в