Автошколы не знают, как учить на новые права

Сегодня, 5 ноября, в стране вступили в силу поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Однако вопросов к закону остается по-прежнему много. Об этом сегодня шла речь на круглом столе «Пять основных нововведений для водителей с 5 ноября: новая редакция Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в действии». Разобраться в нововведениях собрались не только представители СМИ, но и руководители автошкол, которых новый закон коснется прежде всего.

5 ноября вступает в силу Закон о безопасности дорожного движения, вводящий новые категории, подкатегории, а также новые условия подготовки водителей. Закон этот требует большого количества подзаконных актов, которые пока не прописаны. Заниматься разработкой подзаконных актов будет, как недавно выяснилось, Минобрнауки. Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева отметила, что новая методика для обучения водителей только разрабатывается, на это Минобрнауки отпущено два месяца. Уже можно сказать, что методика станет модульной: будет некая база и дополнительные модули для сдачи на категорию и подкатегорию с возможностью повышения категории. Сейчас начался период перехода с одного на другой тип программ. На основе методики обучения водителей каждая школа должна будет разработать собственную программу. Задача Минобрнауки — скоординировать работу автошкол.

Меняются и условия лицензирования автошкол. Вводится справка из ГИБДД о наличии в них условий для обучения.

Обсуждался вопрос и о самоподготовке водителей. Бытует мнение, что в новом законе запрещается сдавать на права экстерном. В связи с этим первый замначальника ГУОБДД МВД России Владимир Швецов отметил, что все, кто до 5 ноября подал заявление на сдачу на права экстерном, экзамен сдадут, а вот с сегодняшнего дня такие заявки Госавтоинспекция принимать уже не будет. С ним готов поспорить руководитель аппарата комитета Госдумы по транспорту Ираклий Асламазов, который отметил, что нигде в законе не прописано, что самоподготовка запрещена. Поэтому вопрос этот он считает спорным. Впрочем, Наталия Золотарева отметила, что документ о запрете самоподготовки водителей Минобрнауки уже готовит, и он скоро появится.

Журналисты поинтересовались, почему же сначала принимается закон, а потом разрабатываются программы обучения, и неужели за те полгода, что готовился закон, их нельзя было создать? Однозначного ответа получить не удалось. Наталия Золотарева ответила, что программы практически готовы, но проходят согласования. По мере выпуска программ они будут публиковаться, обсуждаться с экспертным сообществом и только потом — утверждены.

«Мы оказались на одной дистанции с разработкой закона об образовании, и нужно было синхронизировать эти процессы, — говорит Ираклий Асламазов. — Мы искусственно немножко придержали «наш закон» с тем, чтобы он шел в едином строю с законом об образовании, а с другой стороны, исключили из него все, что было связано с подготовкой водителей, полагая, что это сфера закона об образовании. Ведь то, что касается программ подготовки, больше связано с теми сроками и процедурами, которые запущены законом об образовании. Поэтому, с одной стороны, удачно, что этот закон создавался одновременно с законом об образовании, с другой — не очень хорошо, что на ситуацию с подготовкой водителей оказывают влияние два закона. Но критического в этой ситуации ничего нет. Процесс подготовки водителей как шел, так и идет».

Собравшиеся пришли к выводу, что закон «заложил новые моменты, которые будут реализованы», будет создана серия подзаконных нормативных документов. Поэтому основная задача сейчас — подготовить качественные и продуманные документы.

Как сообщал «За рулем.РФ» ранее, на полгода — до 9 мая 2014 года — отсрочено введение запрета на работу в качестве водителей, осуществляющих профессиональную деятельность, лиц с иностранными водительскими удостоверениями. За это время иностранным гражданам нужно будет сдать лишь один экзамен — на знание российских правил дорожного движения — и получить российские права.

Подпишитесь на «За рулем» в