Камеры видеофиксации превратились в средство наживы

На смену полицейской коррупции на дорогах пришли узаконенные поборы со стороны местных властей. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с проектом доклада «О состоянии дел в сфере безопасности дорожного движения в регионах России», подготовленным Общественной палатой. Его составители указывают на то, что региональные власти зачастую используют дорожные камеры не для профилактики нарушений, а для пополнения бюджета.

«На местах складывается отношение к комплексам видеофиксации как к печатному станку для денег, — заявил «За рулем.РФ» автор доклада, адвокат Анатолий Кучерена. – Их устанавливают не на аварийных участках трасс, а наоборот, на хороших прямых отрезках, где люди склонны превышать скорость. Формально это, конечно, тоже нарушение, но такие попытки «подловить» водителей идут вразрез с самой идеей видеофиксации».

По словам Кучерены, главная задача системы в том, чтобы удержать автомобилиста от нарушения ПДД, предотвратив тем самым возможную аварию. А для этого, прежде всего, он должен быть осведомлен о наличии камеры на опасном участке. Но краевые власти не спешат расставлять знаки. «Фотографировать нарушителя исподтишка, без предупреждающих знаков – бесполезно с точки зрения профилактики нарушений, зато очень прибыльно», — отметил автор доклада.

С адвокатом согласен первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков: «Возникают совершенно абсурдные ситуации: например, региональные власти объявляют конкурс на поставку камер, а в условиях прописывают, что каждый комплекс должен суметь «отработать» не менее 2 млн квитанций. Гигантские суммы будущих штрафов заранее закладываются в краевой бюджет. Чиновники начинают думать не о безопасности движения, а о том, как «раскрутить» водителей на штрафы. Это дискредитирует не только видеофиксацию, но и саму власть».

Падение доверия к системе видеофиксации, которая ранее воспринималась водителями как абсолютно объективная и даже антикоррупционная, – опасная тенденция. Ведь, согласно докладу, почти половина всех штрафов в России выписываются автоматически. По мнению экспертов, одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие ГОСТ’ов или нормативно-правовых актов, регламентирующих использование камер. «Сегодня все отдано на откуп региональным властям, — отметил Анатолий Кучерена. – Не существует никаких внятных алгоритмов расстановки камер, контроля за ними. Это как раз то, что нам предстоит разработать, прежде чем доклад будет направлен президенту».

«В Москве соблазн для властей особенно велик»

Использование системы видеофиксации в качестве негласного дополнительного налога для автомобилистов нельзя назвать исключительно региональной проблемой. По мнению Вячеслава Лысакова, в обеих российских столицах складывается рискованная ситуация, так как ГИБДД передает часть своих функций городским властям. Это приводит к тому, что в руках чиновников мэрии оказываются как контроль над организацией дорожного движения, так и полномочия карать автомобилистов.

«Я не говорю, что это происходит, но такой риск существует, — подчеркнул Лысаков. – в Москве соблазн для властей особенно велик: с одной стороны, делается все возможное, чтобы решить вопрос с пробками. И определенные улучшения в этой области наблюдаются. С другой стороны, чтобы помочь выполнить задачу, столичным властям передали все рычаги воздействия на автомобилистов: нанесение разметки, установка знаков, установка камер и выписывание штрафов. Это может привести к возникновению порочной цепочки: больше камер – больше штрафов – больше денег на нужды города. Такой же риск существует и в Санкт-Петербурге».

Впрочем, даже без злого умысла властей в городе, где 95% штрафов рассылается в виде «писем счастья», ошибки электронной системы неизбежны. По словам юриста, председателя московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, чаще всего москвичам «достается» от системы «Паркон», контролирующей зоны платной стоянки. И отменить ошибочно выписанные штрафы бывает непросто.

«Камера может неправильно распознать номер – такие постановления отменяются, что называется, в автоматическом режиме. К легким случаям можно отнести и подделку номера, когда умельцы на парковке при помощи изоленты меняют, скажем, «Н» на «М» — и знак становится дублером вашего. Но необходимо, чтобы было видно явное несоответствие марки машины и цвета. А это возможно, только если фотография сделана днем. Ночью, кроме номера и фар, на фото обычно ничего не видно», — объяснил юрист.

«Парконы» также могут ошибаться при определении местонахождения автомобиля – по словам Дозорова, их координатная сетка в центре города «плавает» с погрешностью до 50 метров. «На фото присутствует только кусок стены, ваш автомобиль и надпись, что он стоял на такой-то улице. Доказать обратное практически невозможно», — посетовал председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов.

Как защититься от несправедливого штрафа

Если оспорить ошибочно выписанный штраф автомобилисту не удается, он может прибегнуть к юридической хитрости: затянуть сроки разбирательства до тех пор, пока дальнейшее производство по делу станет невозможным. Но для этого без вины виноватому водителю потребуется хороший знакомый.

«Действенный способ не платить такой штраф – банально растянуть сроки, — рассказал Алексей Дозоров. – Водитель должен заявить, что за рулем был не он, а его знакомый. Тогда знакомого вызовут в ГИБДД, а он пусть приходит через два месяца. Все: теперь ни его, ни водителя нельзя привлечь к административной ответственности. Но знакомый обязательно должен прийти – в противном случае ГИБДД укажет на то, что проверить подлинность фактов, изложенных водителем, не представляется возможным. И штраф придется заплатить».

Напомним, что возможность регистрировать нарушения ПДД в автоматическом режиме была разрешена в России в 2008 году. В настоящее время в стране функционирует около 2,2 тыс. дорожных камер, причем около 700 из них находятся в Москве. В прошлом году столичные камеры выписали 3 997 294 постановления на сумму 3,14 млрд руб.

Подпишитесь на «За рулем» в