За акции КАМАЗа с Daimler поборются ВЭБ и «Ростех»

Пакет акций КАМАЗа, единственным потенциальным покупателем которого считался «эксклюзивный стратегический партнер» завода немецкий концерн Daimler, хотят купить ВЭБ, РФПИ и основной акционер КАМАЗа «Ростех». Стоимость этих акций на бирже – около 9 млрд руб.

По информации газеты «Коммерсантъ», переговоры с Daimler о продаже акций КАМАЗа, которыми сейчас владеет консорциум инвесторов во главе с Рубеном Варданяном, затянулись. Немцы предлагают не слишком хорошую цену, и государство предпочитает придержать пакет до лучших времен.

На текущей неделе гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов сказал, что 23,54% акций КАМАЗа, которыми через кипрские офшоры владеет консорциум инвесторов во главе с экс-президентом «Тройки Диалог» Рубеном Варданяном, могут не продать немецкому автоконцерну Daimler, как предполагалось. «Мы предложили, чтобы либо ВЭБ, либо РФПИ, либо мы, если нам деньги дадут, выкупили эти акции», — отметил Чемезов.

Сейчас 20,81% акций КАМАЗа принадлежат кипрской Avtoinvest Limited, еще 2,73% владеет Decodelement Services Limited. В конце декабря, после заявлений Владимира Путина о необходимости деофшоризации экономики, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин сказал, что акционеры автозавода провели обсуждения и приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию».

По данным источников «Коммерсанта», заявление Сергея Чемезова «касается не просто перевода акций из одной юрисдикции в другую»: «раньше было одно линейное направление — к сделке с Daimler, но теперь, «если акции выкупит какая-либо российская госкомпания, то Daimler на первом этапе может быть предложен пакет, который позволит концерну нарастить свою долю лишь до блокирующей».

Сейчас Daimler принадлежит 11% акций КАМАЗа, еще 4% владеет в его интересах ЕБРР. Таким образом, для достижения блокпакета необходимо 10% акций. «Остальные 13,5% из бывшего пакета «Тройки» могут пока остаться у российской стороны как у своего рода портфельного инвестора»,— пояснил собеседник «Ъ», уточнивший, что финального решения пока нет.

Как прокомментировал один из источников издания, изменение ситуации объясняется тем, что «показатели КАМАЗа улучшаются год от года, поэтому появилась идея искать не просто промышленного инвестора, а финансового: дополнительный пакет можно будет в дальнейшем продать значительно выгоднее, чем при текущей конъюнктуре рынка». Источник считает, что «в такой конфигурации будут учтены и интересы консорциума инвесторов, которому давно интересно продать свой пакет, и Daimler, который является стратегическим партнером КАМАЗа и хочет нарастить свою долю, и государства.

Напомним, что в этом месяце гендиректор предприятия Сергей Когогин на встрече с главой правительства Дмитрием Медведевым сообщил, что чистая прибыль КАМАЗа по итогам 2013 года достигнет 3,6 млрд рублей, а снижение выручки КАМАЗа может составить 16,3%.

Когогин рассказал премьеру, что в прошлом году на КАМАЗе диверсифицировали производство, привлекли дополнительные инвестиции, поделили инвестиционные риски с партнерами. Партнеры КАМАЗа — это лучшие в мире независимые производители автокомпонентов и, конечно, акционер КАМАЗа — Daimler. В России произведено уже больше 2 тыс. грузовых Mercedes-Benz.

Он также рассказал премьеру, что не ждет «суперхорошего» от 2014 года, потому что «есть общие кризисные явления», и отметил, что производители будут просить правительство продолжить программу автокредитования в этот непростой период.

Подпишитесь на «За рулем» в