В России продажи б/у автомобилей в два раза превысили рынок новых

В 2013 году продажи подержанных автомобилей увеличились на 4%, до 5,6 млн единиц. Это почти в два раза больше, чем в сегменте новых автомобилей (2,6 млн шт.). До прошлого года ситуацию на вторичном рынке изучали мало, так как динамично развивались продажи новых машин. Однако наметились тенденция сокращения интереса к первичному рынку и перетекания покупателей на рынок б/у авто, что связано с целым рядом факторов. Об этом на пресс-брифинге «Автомобильный рынок. Итоги 2013 года» сообщил старший менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли, PwC в России Сергей Литвиненко.

Сергей Литвиненко отметил, что покупатели начинают тогда активнее интересоваться подержанными автомобилями, когда снижается потребительский достаток или уверенность в завтрашнем дне. В этом плане рост продаж на рынке б/у автомобилей стал своеобразным индикатором рынка.

По итогам прошлого года б/у автомобилей продали в два раза больше, чем новых. Правда, здесь корректнее говорить не о продажах, а о регистрации таких автомобилей в ГИБДД. При этом доля иномарок в продажах б/у составила 62%.

Почему растет рынок подержанных авто? Продажи новых авто с каждым годом расширяют парк а/м на вторичном рынке, и все больше интересных предложений появляется в сегменте иномарок до пяти лет. Доля автомобилей в этой возрастной группе постепенно увеличивается и составляет в общем объеме парка 27%, в то время как по иномаркам данный показатель достигает 41%. Причем в период массовых (чаще предновогодних) распродаж и скидок происходит снижение продаж подержанных авто. Как только дилеры начинают выставлять автомобили нового модельного года, которые всегда чуть дороже, движение меняется в обратную сторону. А в целом вторичный рынок всегда более устойчив к ситуации в экономике.

Крупнейшим рынком подержанных авто в 2013 году стал Центральный ФО, на долю которого пришлось до 25,4% всех перерегистраций. Далее следуют федеральные округа:

  • Уральский (18,8%)
  • Сибирский (16,4%)
  • Южный (10,8%)
  • Северо-Западный (9,8%)
  • Приволжский (8,7%)
  • Дальневосточный (5,5%)
  • Северо-Кавказский (4,6%).

В крупных городах спрос и предложение постепенно смещаются в пользу более «молодых» автомобилей. Самыми востребованными становятся машины от 3 до 5 лет.

Топ-10 наиболее крупных регионов продаж подержанных авто (в скобках доля б/у авто до 5 лет):

  • Москва (50,4%)
  • Татарстан (45,2%)
  • Санкт-Петербург (44,6%)
  • Московская область (41,4%)
  • Самарская область (41,2%)
  • Пермский край (41,1%)
  • Башкортостан (38%)
  • Нижегородская область (36,8%)
  • Свердловская область (34,9%)
  • Саратовская область (33,7%).

Любопытно, что в сегменте б/у зачастую цифры продаж не совпадают с данными о регистрации автомобилей. Так, в Москве в прошлом году было продано 500 тыс. автомобилей, а зарегистрировано в городе лишь 290 тыс. Почти половина машин уехала из столицы в регионы. Объясняется это широким выбором, лучшим уровнем сервиса при купле-продаже и более низкими ценами за счет большой конкуренции среди фирм-продавцов. Образовался даже целый бизнес региональных перекупщиков, которые приезжают в столицу за б/у автомобилями с целью их последующей перепродажи.

Существует несколько способов приобретения автомобилей с пробегом, у каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Из рук в руки. Здесь можно поторговаться, встретиться с хозяином и попытаться разузнать, как эксплуатировался автомобиль. Среди минусов такой покупки — отсутствие гарантии юридической чистоты и технической исправности ТС, ограниченные возможности по кредитованию, большие времязатраты на поиск, осмотр и диагностику машины, высокая вероятность мошенничества.

При приобретении у официального дилера покупатель может быть уверен в юридической чистоте и добросовестной предпродажной подготовке. Часто он еще может рассчитывать на гарантию для своего автомобиля по специальной программе производителя, большой выбор кредитных программ, комфортные условия для сделки и минимальные затраты времени при оформлении документов. При этом стоимость машины «выше», чем при сделке из рук в руки, и часто выбор машин ограничен маркой дилера.

И наконец, третий путь —приобретение машины у компании, специализирующейся на авто с пробегом. Здесь покупателя ждет широкий ассортимент автомобилей, а менеджеры и механики знакомы со спецификой авто разных марок. При этом оценка авто может быть как близка к рынку, так и завышена, персонал чаще всего менее добросовестный и вышколенный, чем в дилерском центре.

Хотя по итогам года доля официалов на рынке б/у составила всего 4%, в ближайшей перспективе ожидается дальнейшее развитие продаж б/у авто через салоны официальных дилеров. Дилеры начинают предлагать более привлекательные условия при совершении сделок, заинтересованы в сделках по трейд-ину, готовы ради этого поступиться маржой. Ведущие дилерские компании создают специализированные подразделения, занимающиеся только авто с пробегом. Даже производители стали уделять вторичному рынку больше внимания — вводят спецпрограммы по контролю за качеством машин с пробегом и дают дополнительные гарантии. Все более важную роль на вторичном рынке играют корпоративные и лизинговые автомобили, а корпоративным клиентам проще работать с крупными дилерами.

Сергей Литвиненко также рассказал, что будет с продажами новых автомобилей в 2014 году.

Подпишитесь на «За рулем» в