Новые водительские программы: лобби в деле

Подготовленные Министерством образования и науки примерные программы профессионального обучения водителей не только плохо составлены, но и лоббируют коммерческие интересы отдельных лиц. Такого мнения придерживаются руководители автошкол и инструкторы.

Начинающим автомобилистам придется штудировать психологию и учиться беречь окружающую среду: накануне Министерство образования и науки РФ издало ведомственный приказ об утверждении примерных программ профподготовки водителей. Однако в инструкторской среде ничего, кроме разочарования, эта новость не вызвала. Глобальные изменения, которых от министерства ожидали в течение нескольких лет, оказались наспех подготовленными за два месяца. Опубликованные 146 страниц «Примерных программ…» полны логических нестыковок и скрытого лоббирования чьих-то коммерческих интересов, убеждены эксперты.

Согласно новым правилам учебный процесс будет поделен на три курса: базовый (общий для всех), специальный и профессиональный (для выполнения грузовых и пассажирских перевозок). Изменения затронут разные аспекты преподавания: например, теоретический курс будет расширен до 150 часов, а курс оказания первой помощи, наоборот, сокращен с 24 до 16 часов. Кроме того, появятся отдельные программы для желающих пройти обучение на машине с механической коробкой передач (56 часов) и «автоматом» (55 часов). Отметим, что в правах о выборе ученика будет сделана пометка, и сесть потом за руль машины с «механикой» будет нельзя. А «переучивание» на другую трансмиссию займет дополнительные 16 часов.

Озвученные цифры вызвали недоумение у главного редактора «Вестника автошкол» Владимира Виноградова: «Необоснованность — главный бич новых программ, — заявил он «За рулем.РФ». — Думаю, вообще не дело Минобрнауки устанавливать такие нормативы. Люди не инкубаторные, кому-то нужно больше часов, кому-то меньше. За рубежом на вождение в автошколе тратится 50 часов. То есть кто-то ездит 40, кто-то 60 часов. А у нас опять выходит обязаловка».

Зачем нужно 150 часов теории, недоумевает эксперт, когда давно внедрены электронные средства обучения? В Германии теория занимает не более 30 часов. А пресловутое переучивание с «автомата» на «механику» — 8 часов, что вдвое меньше, чем планируется вводить у нас. «Эти цифры Минобрнауки взяло просто с бухты-барахты. За ними нет научного анализа или серьезной работы экспертов», — заключил Виноградов.

Базовый курс включит в себя два новых предмета: «Основы управления транспортным средством», прививающий навыки экологичной и экономичной езды, а также «Психофизиологические основы деятельности водителя» для профилактики дорожных конфликтов. По мнению председателя правления НП «Гильдия автошкол» Сергея Лобарева, это еще больше раздует и без того перенасыщенные программы, что скажется на стоимости обучения. Водителям навязывают то, что вряд ли им пригодится. Опять лоббирование чьих-то интересов?

«Мы ждали эти программы годами, а их подготовили за два месяца при участии каких-то непонятных людей, — посетовал он корреспонденту «За рулем.РФ». — Когда инструкторское сообщество видит в экспертном совете представителя торгового дома, который реализует учебные пособия, становится понятно, откуда взялись 150 часов теории. Когда мы видим руководителя станции техобслуживания, который поставляет прицепы, становится ясно, откуда в базовом курсе возникли три упражнения с прицепом. Что это, как не лоббирование их коммерческих интересов?»

Всего Минобрнауки составило 16 программ по десяти категориям и шести подкатегориям, которые вводятся впервые (А1, В1,C1, D1, С1Е и D1Е); а также 10 программ переподготовки водителей и еще две — повышения квалификации. Впервые вводятся нормы обучения для категории М — скутеры и мопеды, права на которые можно будет получить с 16 лет. Чтобы оседлать это транспортное средство, подросткам придется прослушать 100 часов теории и накатать 16—18 часов практики.

По мнению начальника Московского городского автомотоклуба Анатолия Твердошинского, для школьников это избыточно, а главного вопроса все равно не решает: «Мопедист будет двигаться в правом ряду, подчиняясь велосипедным правилам. Зачем же, что называется, «грузить» ребят психологией, устройством автомобиля, которого у них нет, и прочим? Потом, представим себе, что парень в 16 лет становится полноправным участником дорожного движения. Выезжает на дорогу — и врезается в Bentley. Кто платить-то будет, ребята? Вот ведь главный вопрос».

Напомним, что работа над новыми обучающими программами для водителей началась после того, как премьер Дмитрий Медведев раскритиковал процедуру получения прав в России. По мнению премьера, выдача ВУ поставлена на поток, удостоверения штампуются, а реальных знаний люди не получают. Несмотря на то, что это произошло три года назад, сами программы были в спешном порядке написаны за два зимних месяца 2014 года: до этого времени Минобрнауки и Минтранс никак не могли определить, в чьей юрисдикции находятся автошколы.

Подпишитесь на «За рулем» в