С шумом от автомобилей будут бороться по европейским технологиям

В Москве завершился первый этап международного конкурса на новые технологические решения, позволяющие уменьшить шум, создаваемый автомобильным транспортом.

Столичные власти заинтересовались пятью проектами от компаний из Нидерландов, Дании, Италии и Австрии. Финалисты конкурса предлагают снижать уровень шума машин с помощью «звуковых рассеивателей» и шумопоглощающих барьеров, установленных вдоль дорог, используя особый вид асфальта, а также оконные устройства, компенсирующие звуковые колебания на поверхности стекла. Проект, победивший во втором этапе конкурса, планируется реализовать на улицах Москвы, пишут «Известия».

Специалисты говорят, что 70% территории столицы подвержено сверхнормативному шуму, основным источником которого является автотранспорт. Наиболее сильное превышение уровня шума наблюдается по близости от автотрасс.

Помимо этого в Москве ведутся работы по реконструкции основных вылетных магистралей, уменьшается расстояние между жилыми территориями и автотранспортными потоками, что в конечном итоге также приведет к увеличению уровня шума.

В столице строятся шумозащитные экраны, устанавливаются стеклопакеты с повышенными звукоизолирующими свойствами, высаживаются дополнительные деревья и кустарники, а при капитальном ремонте дорог эпизодически добавляют резино-битумные вяжущие добавки, но все это капля в море.

В январе 2014 года департамент природопользования организовал открытый международный запрос на новые технологические решения, которые помогут бороться с шумом в мегаполисе. 12 мая жюри конкурса выбрало пятерку лучших проектов, победивший проект будет применен на практике на городских улицах.

Самыми любопытными стали два проекта из Нидерландов: «Свистящий камень» и «Бесшумный самовосстанавливающийся асфальт». Первый представляет собой бетонный элемент-рассеиватель, который устанавливается на одном уровне с дорожным полотном вдоль трассы. Вместо поглощения звука он направляет его вверх, благодаря чему люди, живущие рядом, меньше страдают от шума. Бесшумный самовосстанавливающийся асфальт получается, если добавить стальное волокно к дренирующему асфальтобетону. Дорожное покрытие становится шумоподавляющим, а срок его службы увеличивается.

Были также представлены специальные ограждения. «Шумопоглощающее ограждение NAG», которое, по утверждению разработчиков, позволит снизить уровень шума на 30% и фотоэлектрический шумопоглощающий барьер, который не только защищает население от шума, но и генерирует энергию, которая потом может быть использована для освещения общественных мест и дорог, а также для зарядки электромобилей.

Пятый проект, прошедший отбор, — активная система шумоподавления Sono. Это устройство, которое располагается на окне и улавливает небольшие звуковые колебания на поверхности стекла. В итоге уровень проникающего в дом шума снижается.

Половина всех жителей мегаполисов в ЕС подвергаются уровню шума, который превышает 55 децибелов. Со временем шумовая нагрузка на города только растет, в связи с чем Комитет по защите окружающей среды ЕС решил, что настало время законодательно ограничить шум от автомобилей. Теперь Европейский парламент утвердил новое предложение — ввести систему классификации уровня шума автомобилей, аналогичную вредным выбросам СО2 и уровню шума шин, а также установить стандарты для создания гибридных и электрических транспортных средств, применяющих звуковое «сопровождение» для пешеходов. По новым, более жестким нормам Евросоюза уровень шума многих автомобилей должен быть снижен почти в два раза, кроме того, парламентарии хотят ввести соответствующий показатель шумности и обязать производителей публиковать его наряду с уровнем выбросов СО2 и расходом топлива.

Подпишитесь на «За рулем» в