Железнодорожники хотят повысить цены на бензин

ОАО «Российские железные дороги» готовит нефтяным компаниям очередной неприятный сюрприз: тарифы на перевозку нефтеналивных грузов планируется увеличить на 6%. Вследствие этого цены на АЗС могут вырасти в среднем на 0,2 рубля за литр автотоплива. Нефтяники, чтобы сэкономить на перевозках, все чаще используют вместо железнодорожного транспорта бензовозы.

Увеличение тарифов на перевозку нефтеналивных грузов, которое планирует РЖД, позволит транспортной монополии получить от производителей топлива дополнительные 12 млрд рублей в год. Это даст возможность железнодорожникам хотя бы частично залатать дыры в бюджете, но всех проблем не решит. По словам главы компании Владимира Якунина, только в первом квартале текущего года убытки РЖД составили 16 млрд рублей.

Железнодорожные тарифы – заметная часть расходов нефтяных компаний, поэтому действия РЖД неминуемо отразятся на розничной цене топлива. Точную величину назвать невозможно, она будет зависеть от того, какая доля нефтяных грузов транспортируется по железной дороге в данном регионе. В среднем можно ожидать, что повышение тарифов на 6% добавит к ценам на АЗС примерно 0,2 рубля за литр.

Перевозка нефтяных грузов – один из самых высокодоходных видов бизнеса РЖД. Несмотря на то, что в общем объеме железнодорожных перевозок на долю нефтепродуктов приходится менее 20%, нефтяники обеспечивают треть выручки железнодорожной компании. Пытаясь выжать максимум с этого сегмента рынка, РЖД продолжает повышать расценки.

Уже сейчас на расстояние в пределах 500 км от нефтеперерабатывающего завода бензин и дизельное топливо выгоднее перевозить автомобильным транспортом. Нефтяники все чаще используют бензовозы. По данным РЖД, в прошлом году объем перевозок нефтеналивных грузов снизился на 3%, несмотря на увеличение продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Дальнейшее повышение тарифов еще сильнее повысит привлекательность автомобильной транспортировки топлива. Может получиться и так, что вместо ожидаемых от повышения тарифов 12 млрд рублей в год РЖД получит значительное сужение своего самого прибыльного сегмента бизнеса. Похожая тенденция уже наблюдается в секторе пассажирских перевозок: при нынешних ценах поездка на юг на собственной машине обходится намного дешевле железнодорожного билета.

Чтобы смягчить последствия налоговых реформ для нефтяной отрасли, Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины на бензин, а также акцизы на нефтепродукты.

Подпишитесь на «За рулем» в