Гибрид или электромобиль?

Нефть и газ кончаются, нас ждет энергетический голод. Очередной апокалиптический сценарий экспертов или сюжет голливудского блокбастера? И все же, если верить оценке Мирового энергетического совета (МИРЭС), разведанных запасов нефти в мире хватит на 56 лет, а газа – на 55 лет. Более того, дефицит традиционных энергоносителей человечество начнет ощущать раньше, чем через 50 лет. И хотя не все согласны с такими пессимистичными прогнозами, автопроизводители ринулись изучать новые приводы, позволяющие обойтись без бензина. К чему же они пришли?

Главный вопрос: на что сделать ставку – чистый электромобиль или гибрид (автомобиль, работающий как от электрического двигателя, так и от двигателя внутреннего сгорания)? Выбор рискованный: один неверный шаг – и потеряешь завоеванные позиции на рынке. Пока производители шли по одному из двух путей: начинали с выпуска 100-процентного электромобиля, а потом двигались в сторону гибрида, или же, напротив, двигались от гибрида к электромобилю. Пока трудно сказать, какая модификация электромобиля займет место вершины эволюции, но для потребностей сегодняшнего дня все производители склоняются к тому, чтобы разрабатывать гибридные модели, которые с одной стороны решают экологическую проблему, а с другой - полностью независимы от развитости зарядной инфраструктуры.

Перед подобным выбором стоят и потребители: какую машину предпочесть из теперь уже многочисленного семейства электрических автомобилей? Электрокар – страшновато, ведь зарядная инфраструктура в России только развивается. Может, тогда гибрид? Но какой? Как известно, гибрид – это автомобиль с двумя двигателями (электрическим и бензиновым). Но ведь гибриды могут работать в разных режимах: параллельном, последовательном, последовательно-параллельном. К тому же они бывают подключаемые (которые могут заряжаться от розетки) и неподключаемые. А ведь еще существует электромобиль с увеличенным запасом хода (plug-in hybrid electric vehicle) – это вообще представляется чем-то из разряда научной фантастики!

Хотя на сегодняшний день именно этот автомобиль выглядит самым удачным сочетанием востребованных функций и хорошим потенциалом для развития. Дело в том, что это машина, лишенная недостатков современных электромобилей, главной проблемой которых был небольшой запас хода от одной зарядки. В отличие от остальных гибридов, автомобиль с увеличенным запасом хода в основном работает на электрическом двигателе, а ДВС (двигатель внутреннего сгорания) может подключаться как генератор для подзарядки электрической батареи. Таким образом, он может преодолевать расстояния до 800 км без посещения зарядной станции. И при этом оставаться экологически чистым видом транспорта.

Поэтому потребители, не уверенные в будущем чистых электромобилей и желающие подстраховаться, сегодня могут начинать с него. Немного статистики: за 6 месяцев с начала старта продаж в Нидерландах было продано 10 тыс. электромобилей с увеличенным запасом хода Mitsubishi Outlander PHEV. Интерес продолжает расти: по данным на конец марта оформлен предзаказ уже на 13,7 тыс. штук!

Каков будет естественный отбор, покажет время. Возможно, бензиновый двигатель будет активно использоваться, а, может быть, цена на нефть сделает эту функцию непозволительной роскошью. Тем не менее, потребителю важно, чтобы соблюдалось также такое условие для покупки, как экономичность. В последнее время стоимость электромобиля постепенно снижается и скоро сравняется с ценой автомобиля с ДВС. Если динамика сохранится, то в ближайшем будущем электромобиль станет ассоциироваться не только со словом экология, но и со словом экономия.

Андрей Панков, председатель Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП России, главный исполнительный директор «ММС Рус»

Подпишитесь на «За рулем» в