Страховщики написали Путину о развале системы ОСАГО

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ускорить процесс принятия поправок в Закон об ОСАГО. В обращении, которое есть в распоряжении РБК, изложена позиция основных участников рынка. В свою очередь, в Госдуме видят кризис ОСАГО, но не хотят спешить с непродуманными решениями, чтобы «не получилось как всегда».

Письмо, которое страховая общественность направила президенту РФ Владимиру Путину, призывает вернуть текст поправок в Закон об ОСАГО, согласованный со всеми заинтересованными сторонами.

«Под лозунгом защиты прав потребителей идет разрушение системы ОСАГО, которая даже при существующих недостатках обеспечивала защиту граждан, – цитирует РБК письмо страховщиков. – 20 миллионов россиян получили страховые возмещения за эти годы. Вслед за разрушением ОСАГО последует и разрушение страховой отрасли в целом», утверждается в письме.

Страховщики напоминают, что еще в декабре 2012 года проект поправок был направлен в Госдуму. Он предусматривал «значительное увеличение страховых сумм при причинении вреда жизни, здоровью и/или имуществу пострадавшего, а также изменение порядка осуществления страховых выплат при причинении вреда здоровью потерпевшего».

«Размеры базовых страховых тарифов и ряда важных поправочных коэффициентов к ним не пересматривались на протяжении 11 лет действия закона. Не случайно из почти 200 лицензий, в разные годы выданных страховщикам на продажу полисов ОСАГО, 100 возвращены государству, при этом 66 страховых компаний разорились и обанкротились. Следствием неадекватности тарифов является сокращение продаж полисов ОСАГО в наиболее убыточных сегментах и уход страховщиков из ряда субъектов РФ, что негативно сказывается на автовладельцах, которые зачастую испытывают трудности с заключением договоров», говорится в послании.

Однако принятие законопроекта «постоянно откладывается под влиянием различных участников законотворческого процесса». Согласованный проект постоянно подвергают правке. А накануне второго чтения, запланированного на 17 июня, появились новые предложения, которые предусматривают снижение предельного размера износа поврежденного имущества с существующих 80 до 40%, увеличение страхового тарифа уже с 1 октября 2014 года, беспрецедентные санкции за несоблюдение условий заключенного договора. Страховщики уверяют, что эти предложения не согласованы с правительством, Банком России и профильными ведомствами.

Согласно уточненным ко второму чтению в Госдуме поправкам в Закон об ОСАГО, тариф обязательной автогражданки не будет повышен до конца 2014 года. Лимиты выплат по ущербу жизни и здоровью и имуществу планируется увеличивать одновременно с октября текущего года, хотя ранее их планировали разнести во времени: сначала увеличить страховые суммы по имуществу – со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, а через год – лимиты по жизни и здоровью, со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.

Депутат Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», лидер Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков тоже обеспокоен состоянием дел в отрасли. Свою позицию по этому вопросу он распространил через пресс-службу информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза». Письмо озаглавлено «Перемены в ОСАГО: может получиться «как всегда»!».

В сообщении говорится: «Отрасль ОСАГО давно переживает кризис. С этим не спорит ни власть, ни актуарии, ни эксперты, ни страхователи. Страховщики говорят, что нужно повышать тариф. Эксперты также склоняются к тому, что повышать тариф надо. Даже значительная часть страхователей готова с этим согласиться, если выплаты за причиненный ущерб будут покрывать затраты на ремонт, а сумма страхового покрытия увеличится. Новый госрегулятор страхового рынка Банк России уже предложил повысить базовый тариф на 23,5%. Но такое решение, во-первых, не подкреплено обоснующими расчетами, во-вторых, как оказалось, предложенная цифра не включает повышение лимита выплат за вред жизни и здоровью со 160 до 500 тыс. руб, как это предусмотрено поправками, уже прошедшими первое чтение в Госдуме. Половинчатое решение без обоснований вряд ли будет способствовать снятию социальной напряженности в связи с проблемами ОСАГО.

Почему предложено 23%? Есть два расчета. По заказу ЦБ, Независимый актуарный информационно-аналитический центр провел актуарные расчеты. К сожалению, статистики, необходимой для полномасштабных актуарных расчетов с 2004 г. по 2010 г., практически нет, это признал и ЦБ. Обработали все, что было: 120 миллионов полисов и 7 миллионов выплат по страховым случаям. Еще учтена инфляция последних 10 лет, а также предстоящее увеличение лимита ответственности до 400 тысяч рублей. После этого появилось предложение повысить существующий тариф на 41%. Британские актуарии Towers Watson, привлеченные ЦБ для независимой оценки произведенных расчетов, посчитали, что расчет некорректен и тариф должен быть повышен до 30,9%.

Но ни те, ни другие актуарии не учитывали, что с введением Единой методики оценки стоимости восстановительного ремонта суммы выплат должны измениться – и в этом третья проблема. Новая редакция Закона об ОСАГО даст автовладельцу возможность выбора: направление на ремонт или возмещение ущерба деньгами для восстановительного ремонта. При этом стоимость нормочаса и стоимость запчастей должны быть реально среднерыночными, хотя износ автомобиля будет учитываться по-прежнему.

Мы ожидаем, что выплаты возрастут, но это нужно проверить. Учитывали ли это НААЦ и Towers Watson? Нет, такой задачи им и не ставилось. Если уж повышать тариф, то надо считать все, чтобы не получилось «как всегда».

«Кстати, вчера в РСА состоялась встреча независимых экспертов Комитета по финансовым рынкам Госдумы с актуарной компанией, производившей расчеты повышения тарифов по ОСАГО по заказу ЦБ. Есть признаки того, что страховщики готовы к откровенному диалогу», – такими словами заканчивается письмо Вячеслава Лысакова.

Подпишитесь на «За рулем» в