Водители все чаще обращаются в суд для получения выплат по ОСАГО

Согласно статистике страховщиков, выплаты по ОСАГО в первом квартале 2014 года сократились, а водители все чаще требуют возмещения ущерба через суды.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), с первого квартала 2011 года по первый квартал 2014 года объем убытков, оплаченных по решению суда, вырос почти в три раза: с 34,5 тыс. до 95,2 тыс. Как пишет газета «Коммерсантъ», общая сумма выплат по ОСАГО, перечисленных пострадавшим в ДТП добровольно в первом квартале 2014-го, составила 15,6 млрд руб., при этом через суд за этот же период автовладельцы получили 5,2 млрд руб. – более 30% от общей суммы выплат по ОСАГО за этот период.

Как отмечает «Ъ», из них непосредственно выплаты составили 3,5 млрд руб., а остальное пришлось на штрафы, неустойки и компенсацию морального вреда.

Сами страховщики винят юристов, отмечая, что одна из основных причин кризиса на рынке ОСАГО — это активизация судебной практики по урегулированию убытков, причем не в смысле возникновения споров между автовладельцем и страховщиком, а как инструмент давления на страховую компанию.

Между тем, по мнению «Коммерсанта», располагающего статистикой, предоставленной РСА Центробанку, перемещение страховщиков в суд, вероятно, не причина, а следствие.

Так, в первом квартале 2014 года страховщики оплатили 603 тыс. фактов убытка по ОСАГО, тогда как год назад — 660 тыс., при этом сумма выплат не по решению суда (15,6 млрд руб. в первом квартале 2014 года, 15,5 млрд руб. год назад) в реальном выражении, с учетом инфляции, падала. Наращивание выплат де-факто обеспечивается только судебными процессами, пишет «Ъ».

Напомним, что согласно одобренному Советом Федерации пакету поправок к закону об ОСАГО, с 1 октября текущего года лимит выплат по ущербу имуществу в ДТП увеличится до 400 тыс. со 120 тыс. рублей, а с 1 апреля 2015 года — по жизни и здоровью до 500 тыс. со 160 тыс. рублей. При этом новые лимиты выплат будут распространяться только на договоры, заключенные после вступления в силу поправки.

Кроме того, будет введен тарифный коридор, предельные максимальные и минимальные значения которого будет устанавливать Центробанк. ЦБ также сможет в 2015 году два раза поменять базовую ставку тарифа и значения коэффициентов (по мощности, стажу, территории использования автомобиля), используемых при расчете стоимости ОСАГО, а с 2016 года менять тарифы можно будет только раз в год.

Подпишитесь на «За рулем» в