PwC: падение автопродаж в 2014 году может составить 12%

PricewaterhouseCoopers (PwC) ожидает, что падение рынка автопродаж в 2014 году составит 12%, ранее называлась более скромная цифра – 8%. Об этом сообщил сегодня журналистам директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко.

В первой половине 2014 года российский авторынок демонстрировал противоречивую динамику: умеренное снижение продаж в 1-м квартале (при замедлении темпов снижения по месяцам) существенно ускорилось во 2-м квартале (по месяцам падение только ускорялось). В июне падение рынка составило 17%, но это, как утверждает Сергей Литвиненко, уже «дно», дальше рынку падать просто некуда.

По результатам первого полугодия 2014 года продажи легковых автомобилей в России снизились на 7% в штучном выражении и на 3% в денежном выражении.

Существенное влияние на авторынок оказали снижение уровня уверенности потребителей и замедление темпов роста розничных продаж, снижение темпов роста ВВП и угроза стагнации экономики, а также ослабление курса рубля.

Учитывая замедление темпов роста экономики России, ослабление курса рубля и как следствие повышение цен на автомобили и удорожание автокредитования в 2014 году, ожидается сокращение продаж в пределах от 12 до 8 процентов.

В численном выражении продажи могут составить от 2,3 млн (-12%, базовый прогноз) до 2,39 млн единиц (-8%, оптимистичный прогноз).

Согласно ожиданиям специалистов PwC, продажи легковых автомобилей российских брендов в 2014 году составят 410 тыс. (-16%, базовый сценарий) до 430 тыс. авто (-12%, оптимистичный сценарий). Продажи иномарок российского производства могут составить от 1,24 млн (-5%, базовый сценарий) до 1,27 млн единиц (-3%, оптимистичный сценарий).

Между тем рынок падает неравномерно, традиционно растут продажи премиум-брендов и вседорожников, в то время как продажи АВТОВАЗа и в целом сегмента недорогих автомобилей снижаются. Выигрывают те компании, которые локализовали свое производство в России. Тем же, кто вынужден импортировать машины, пришлось повысить цены вслед за динамикой мировых валют. Ослабление рубля значительно сказалось на их продажах.

Но Сергей Литвиненко не теряет оптимизма, утверждая, что Россия не лишилась шанса стать первой в Европе по продажам легковых автомобилей. Согласно прогнозу, трудными будут 2014-2016 годы, начиная с 2017-го рынок придет к уровню продаж самого «тучного» 2012 года, после чего начнет постепенно наращивать обороты. Первенство России ожидается к 2025 году, когда уровень продаж может достичь от 3,1 млн (пессимистичный сценарий) до 3,5 млн авто (оптимистичный сценарий).

Комментирует директор дилерского центра Hyundai «РОЛЬФ Алтуфьево» Мария Малинская:

- По итогам 2014 года ожидается сокращение продаж на 10-12 процентов. В 2015 году вряд ли что-то изменится – можно ожидать стагнации рынка или продолжения сокращения продаж. Основная причина подобной ситуации – отказ государства от стимулирования рынка. Предыдущая программа льготного кредитования принесла в федеральный бюджет 28,6 млрд рублей в виде акцизов и НДС. На ее реализацию было выделено всего 8,6 млрд рублей. Нынешняя ситуация экономической нестабильности и ожидания ухудшения экономической ситуации в стране в целом сдерживает возможности расширения числа возможных покупателей как за наличные, так и за счет кредитования – потребитель откладывает крупные покупки, пока не чувствует уверенности в завтрашнем дне. На фоне падения рынка, тем не менее, отмечается почти 10-процентный рост в сегменте Premium, но по итогам года можно ожидать, что он снизится до 7-8 процентов.

Подпишитесь на «За рулем» в