WRC: Латвала выиграл битву за ралли Финляндии

Яри-Матти Латвала (Volkswagen Motorsport) одержал победу на «домашнем» ралли Финляндии, несмотря на серьезные повреждения автомобиля.
Спор за победу в ралли Финляндии вели два экипажа Volkswagen Motorsport - Яри-Матти Латвала против Себастьена Ожье.

Ралли Финляндии уже несколько лет не покорялось финским гонщикам, хотя обычно именно местные спортсмены лучше других справляются с хитрыми грунтовыми дорогами. Последние три года победа на «Ралли 1000 озер» доставалась французам – Себастьену Лебу в 2011 и 2012 годах и Себастьену Ожье в 2013 году. Тем более финну Яри-Матти Латвале хотелось добиться успеха перед своими болельщиками. И это ему вполне удавалось, начиная с шейкдауна и первого дня соревнований. Латвала опередил своего напарника по команде Себастьена Ожье на первых двух допах, а на третьем показал идентичное с ним время. Благодаря чему к вечеру четверга преимущество Яри-Матти над Себастьеном составило 4,5 секунды.

Борьбу за третью позицию на подиуме с самого начала повели британец Крис Мик (Citroen) и два финна – Микко Хирвонен (M-Sport World Rally Team) и Юхо Хяннинен (Hyundai). Для Криса Мика финиш в первой тройке имел принципиальное значение: накануне ралли Финляндии руководитель Citroen Ив Маттон заявил, что примет решение, с кем из пилотов продлить контракт на следующий год, по показанным гонщиками результатам в трех предстоящих этапах сезона – с ним, Крисом Миком, или Мадсом Остбергом. К концу четверга Мику удалось сохранить третью позицию, причем в 17 секундах впереди Микко Хирвонена. Тот, в свою очередь, на финише дня опередил Хяннинена, правда, с минимальным преимуществом в 0,7 секунды.

Крис Мик (Citroen)

Стоит отметить, что именно дуэт Юхо Хяннинена / Томи Туоминена оказался самым успешным среди всех экипажей Hyundai. Несмотря на разбитое ветровое стекло в пятницу и провал до 11-го места, Хяниннен / Туоминен продолжили атаковать и вечером уже занимали 9-ю строчку в итоговом протоколе. Как пояснил сам Юхо, сразу после старта он «поймал» медленный прокол, а за пару километров до финиша задел насыпь, и машина перевернулась. Его напарнику по команде Тьерри Невиллю повезло меньше: он потерял задний спойлер в результате аварии на утреннем СУ. А после обеда автомобиль бельгийца и вовсе выбыл из гонки, когда на сервисе команда и технический делегат FIA обнаружили разбитый каркас. Третий экипаж Hyundai – Хейден Пэддон / Джон Кеннард – весьма уверенно начали ралли Финляндии и долгое время держался на седьмом месте, однако проблемы с рулевым управлением, возникшие в воскресенье, стали причиной потери темпа. В результате Хяннинен смог опередить напарника по команде и занять финальное 7-е место, Пэддон стал восьмым.

Юхо Хяннинен / Томи Туоминен (Hyundai)

Что касается борьбы за победу, то Яри-Матти Латвала продолжил лидировать и в пятницу, доведя свое преимущество над Ожье до 19,7 секунды. По мнению француза, во многом виноват его старт первым в канале – фактически он идет расчищающим, и следующие автомобили могут показать более высокие результаты. Например, на спецучастке Какаристо, где Латвала оказался быстрее Ожье на 3,2 секунды. Его напарник по команде и соперник по ралли, напротив, видел свое преимущество в четко выверенной манере езды. «Я понял, что надо фокусироваться на выборе чистых траекторий и не особенно сильно атаковать в поворотах. Кажется, сработало», — делился секретами Яри-Матти Латвала.

Яри-Матти Латвала: «На какое-то время я стал левшой – слишком долго пришлось ехать в колее. Причем мы делали предварительную разведку этого участка, и в наших записях ничего не сказано, что поворот будет таким затяжным. Так можно и удар получить!»

Действующего чемпиона ненадолго даже смог опередить Крис Мик, который вполне уверенно чувствовал себя на финских гравийных дорогах. Однако к вечеру пятницы Ожье удалось наверстать отставание и вернуться на вторую позицию.

Роберт Кубица попал в пятницу в аварию, на утреннем СУ, не пройдя и 2 км после старта. M-Sport починила поврежденный автомобиль, и в субботу поляк продолжил борьбу, но уже в зачете Ралли-2.

В субботу экипажам предстояло преодолеть дважды пять спецучастков общей протяженностью 131,6 км. И на втором проезде допа Юкоярви финский фаворит едва не лишился возможной победы в ралли. Volkswagen Polo Латвалы попал в яму, образовавшуюся на дороге, ударился о корни деревьев, в результате чего на автомобиле сильно пострадали тормоза. В частности, полностью отказали тормозные колодки на правом переднем колесе. Это сразу сказалось на темпе, и отрыв финна от Себастьена Ожье сократился с 31 до 20 секунд. Сам Ожье наконец справился с досадой на неудачный стартовый номер и приноровился к прохождению трассы, а потому записал на свой счет победу в четырех оставшихся в тот день допах.

Интересно, что автомобили Себастьена Ожье и Криса Мика попали в ту же яму, но выбрались из нее без каких-либо повреждений.

В зоне сервиса во время перерыва механики команды успели починить Polo, и Латвала продолжил борьбу, однако прежнего комфортного положения в таблице времен у него не было. Тем не менее, финн не собирался сдаваться. «Я приехал сюда, не чтобы проиграть. Завтра мы будем очень и очень рисковать. Меня не волнует позиция в чемпионате, но я хочу выиграть ралли Финляндии», — подчеркнул в интервью Латвала.

В субботу с дистанции сошел Мадс Остберг – на его Citroen DS3 также оказался погнут каркас. Обидный финал ралли для норвежца, тем более что он вел борьбу за четвертое место.

В воскресенье задача Латвалы была простой и сложной одновременно – сохранить хоть какое-то преимущество над Себастьеном Ожье. Первый спецучасток финну удалось преодолеть быстрее француза – всего на 1,6 секунды, но вот два следующих, включая СуперСУ с его тремя дополнительными очками, остались на счету Ожье. Латвала старался держаться как можно ближе к Ожье, и его план оправдался – в финальной классификации финский пилот оказался на 3,6 секунды впереди напарника. Третьим на подиум поднялся Крис Мик.

Йост Капито: «Он (Латвала) был быстрейшим с самого старта и действительно заслужил эту победу. Мы видим, как с каждым соревнованием он становится все сильнее и сильнее».

«Было очень и очень сложно добиться победы. Я получал настоящее удовольствие от ралли, но потом у нас возникли проблемы с тормозами, и мы сразу оказались в опасной ситуации. Казалось, мы уже упустили победу, но я смог вернуться в борьбу. Я немного волновался сегодня, но собрался и в результате выиграл. Такое ощущение, как у солдата, который выиграл битву!» — после финиша эмоционально описал свои чувства Яри-Матти Латвала.

В турнирной таблице чемпионата для Латвалы действительно мало что изменилось – в ней по-прежнему лидирует Себастьен Ожье с 187 очками, а финн идет вторым с 143 баллами, — однако «домашняя» победа всегда играет многое для пилота, и тем более экипажа.

Следующий этап WRC – девятый по счету – пройдет в Германии 21-24 августа.

Яри-Матти Латвала

Результаты ралли Финляндии, первая десятка

1. Яри-Матти Латвала / Миикка Анттила (Volkswagen) – 2:57:23.2

2. Себастьян Ожье / Жюльен Инграсиа (Volkswagen)– 2:57:26.8 (+3.6)

3. Крис Мик / Пол Нагл (Citroen) – 2:58:13.8 (+50.6)

4. Андреас Миккельсен / Ола Флоене (Volkswagen) – 2:59:15.7 (+1:52.5)

5. Микко Хирвонен / Ярмо Лехтинен (M-Sport World Rally Team)– 3:00:12.9 (+2:49.7)

6. Юхо Хяннинен / Томи Туоминен (Hyundai) – 3:01:52.2 (+4:29.0)

7. Элфин Эванс / Дэниэль Бэрритт (M-Sport World Rally Team) – 3:02:49.0 (+5:25.8)

8. Хейден Пэддон / Джон Кеннард (Hyundai Motorsport N) – 3:03:41.0 (+6:17.8)

9. Хеннинг Солберг / Илка Майнор (Henning Solberg) – 3:09:30.2 (+12:07.0)

10. Карл Крууда / Мартин Ярвеойа – 3:12:07.9 (+14:44.7)

Хейден Пэддон / Джон Кеннард (Hyundai Motorsport N)

Личный зачет WRC, очки

1. Себастьен Ожье – 187

2. Яри-Матти Латвала – 143

3. Андреас Миккельсен – 95

4. Мадс Остберг – 66

5. Микко Хирвонен – 62

6. Крис Миик – 54

7. Тьерри Невилль – 46

8. Элфин Эванс – 42

9. Мартин Прокоп – 31

10. Хеннинг Сольберг – 26

11. Юхо Хяннинен – 20

12. Брайан Буфье – 18

13. Роберт Кубица – 12

14. Отт Тянак – 10

15. Бенито Гуэрра – 8

16. Хейден Пэддон – 8

17. Крис Аткинсон – 6

18. Понтус Тидемант – 4

19. Ярослав Меличарек – 4

20. Нассер Аль-Аттия – 3

21. Лоренцо Бертелли – 2

22. Маттео Гамба – 2

23. Крейг Брин – 2

24. Юрий Протасов – 2

25. Карл Крууда – 1

26. Яри Кетомаа – 1

27. Халид Аль Кассими – 1

Подпишитесь на «За рулем» в