Опрос ZR: нужны ли санкции против западного автопрома

Волна взаимных санкций, захлестнувшая страны ЕС, США и Россию, может затронуть автопром. По крайней мере, разговоры об этом ведутся все чаще. Темы наших опросов касались поддержки защитных мер: как к ним относятся простые автовладельцы и на что, если дело дойдет до этого, следует распространить эти санкции.

В Госдуме заявили о возможности защиты отечественных производителей от падения продаж на рынке с помощью эмбарго на поставки в Россию легковых автомобилей стоимостью до 800 тысяч рублей. Разумеется, депутаты лукавят, и основная причина – поиск ответных санкций, если свой список расширят страны Евросоюза. Между тем легальный повод для ограничений уже обозначен — присоединившись к ВТО, Россия оставила за собой право вводить временные ограничения в случае угрозы безопасности для собственных производителей.

Мы выяснили, что 54% наших читателей поддерживают введение санкций, причем 38% полагают, что это может быть запрет на госзакупки машин из ЕС, в том числе моделей, локализованных в России. 23% предлагают запретить ввоз готовых автомобилей, 29% считают взаимные санкции неэффективным инструментом. И все-таки здравый смысл восторжествовал: 79% ответили, что на иномарки, выпускаемые в России, санкции распространяться не должны.

«Обострение политических отношений между Россией и странами Запада ускорило реализацию принятых ранее решений об импортозамещении. Так, в середине июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому вводятся ограничения на закупку автомобилей иностранного производства для государственных и муниципальных нужд. При этом под запретом оказались госзакупки не только произведенных за рубежом легковых машин, но и сельскохозяйственной, коммунальной, дорожной и железнодорожной техники. В соответствии с постановлением, все автомобили, которые собираются в России, могут являться предметом закупки. Таким образом, ограничение на закупку автомобилей иностранного производства для государственных и муниципальных нужд должно существенно увеличить реализацию автомобилей, собираемых на территории России, уже во втором полугодии 2014 года», — напоминает Константин Михайленко, директор по развитию «Ассоциации электронных торговых площадок».

Комментирует обозреватель журнала «За рулем» Михаил Колодочкин.

«Конечно, мирные и спокойные решения конфликтов всегда предпочтительнее, но в ряде случаев можно и нужно кулаком стукнуть. Хотя бы и по столу. С Россией все обязаны считаться – так было и так должно быть. Да и хватит всякую дрянь из-за бугра таскать – пора и самим что-то производить, а не перепродавать. Это – от меня лично. Что касается итогов голосования, то мнения по ответным санкциям разделились примерно пополам – ожидаемый результат. А больше всего среди голосовавших тех, кто желает перевести стрелки наших ответных мер на чиновников. Пусть, мол, ездят на «грантах» и «патриотах». И это тоже понятно – чиновник в России уважением никогда не пользовался. Опускать железный занавес готовы лишь 8% проголосовавших. Тоже неудивительно – столько лет разваливать то, что строили предыдущие поколения, а завтра обнаружить, что везти хлеб в булочную не на чем? Этого, конечно же, никому не хочется. Думаю, именно этого боятся те 29%, которые считают взаимные санкции «неэффективным инструментом». Интересно, что имели в виду те, кто проголосовал за «другое»?».

Между тем Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обеспокоена инициативами по введению дополнительных защитных мер и выражает надежду, что власти ЕС и РФ откажутся от дальнейших ответных действий и найдут дипломатическое решение конфликта. «Мы вновь заявляем о своей позиции в пользу деэскалации конфликта и считаем, что дальнейшие ответные меры могут иметь лишь долгосрочные социальные и экономические последствия. Вновь призываем руководителей государств и правительств ЕС и России воздержаться от создания условий, препятствующих нормальному осуществлению деловой активности в соответствующих странах и компаниях», отмечается в официальном заявлении АЕБ.

Подпишитесь на «За рулем» в