В утечке газа обвинили Московский НПЗ

В понедельник многие москвичи страдали от едкого запаха сероводорода, который распространился в нескольких районах столицы. Причину запаха озвучили только сегодня – как заявил представитель Минприроды, виновата утечка изопропилбензола на столичном НПЗ, принадлежащем «Газпром нефти».

Росприроднадзор обнаружил многократное превышение предельных допустимых концентраций изопропилбензола в выбросах Московского НПЗ. Это выявлено на основе проб воздуха на предполагаемых источниках выброса. Пробы были взяты в направлении розы ветров в границах санитарной зоны НПЗ, а также на прилегающих улицах Ставропольская и Марьинская по следующим компонентам: сероводород, углеводороды, а также органические вещества для их анализа на газохроматографе, сообщает РИА Новости.

«По результатам количественного химического анализа проб воздуха, отобранных в двух точках, выявлены превышения ПДК по содержанию изопропилбензола в 23 и 30 раз. Зафиксировано превышение ПДК также по ксилолу (более чем в 2 раза) и пропаналю (в 13 раз)», говорится в сообщении.

Руководству МНПЗ вручено уведомление, но окончательный вывод об источнике загрязнения воздуха будет сделан после анализа всех проб. Впрочем, версия об утечке на нефтеперерабатывающем заводе рассматривалась с самого начала, однако в «Газпром нефти» ее категорически отвергают. Более того, в компании заявили, что Московский НПЗ не получал уведомления от Росприроднадзора о нарушениях и «изопропилбензол в производстве МНПЗ не используется». Завод также не использует ни одного реагента, который мог бы содержать в своем составе это вещество. Для производства пропаналя необходим изопропиленовый спирт или этилен — в производстве МНПЗ оба эти вещества не используются.

Минприроды вчера заявило, что Московский НПЗ не имеет разрешений на выбросы в атмосферу в 2014 году. Это может стать основанием для остановки завода на 90 дней. Впрочем, как пишет сегодня ТАСС, срок получения разрешения на выбросы для Московского НПЗ продлен до ноября 2015 года.

Мы обратились за комментариями во Всероссийский научно-исследовательский институт нефтепереработки.

Комментирует зав. отделом авиационных и автомобильных бензинов Вячеслав Емельянов:

— Ситуация очень странная, начиная с того, что смешивают два различных понятия – сероводород – газ, и изопропилбензол – жидкость. Последний – нефтехимический продукт, но на Московском НПЗ ему взяться неоткуда, должна быть установка по его промышленной переработке, в Капотне такой нет, это вообще топливный вариант завода, там нет нефтехимического производства. Превышение ПДК (предельно-допустимой концентрации) в 30 раз – тоже очень сомнительная цифра. Кто замерял и как? Произвести такие замеры крайне сложно. Кроме того, изопропилбензол имеет свой специфический запах, не сероводородный, скорее приятный в малых концентрациях, ведь это ароматические углеводороды, бензолы. Вещество это очень вредное и за день точно не выветрилось бы. Оно вызывает канцерогенное воздействие, даже рак. На таких производствах запрещено работать женщинам.

Тем более обидно слышать обвинения в адрес Московского НПЗ, так как, по моему мнению, он один из лучших в России, здесь были проведены колоссальные работы по улучшению экологии производства, там стоит самое современное оборудование. Что касается изопропилбензола, не могу даже предположить, откуда он взялся, да еще в таком количестве! Его в Москве не производят, теоретически, могло завезти уже готовым какое-то предприятие для своего производства, произошла утечка больших объемов, но это тоже очень сомнительно. Поэтому считаю, что ситуация по-прежнему не прояснилась и требует тщательного разбирательства.

Подпишитесь на «За рулем» в