Падение авторынка в России перетряхнуло дилерские сети

В 2014 году в России стало на 124 дилерских центра больше, чем в 2013-м, сообщает аналитическое агентство «Автостат». При этом число дилеров отечественных и массовых иностранных марок сокращается, а основной прирост пришелся на премиум-сектор и китайские марки. Как рассказал «За рулем.РФ» президент РОАД Владимир Моженков, в 2015 году по причине снижения продаж и объемов сервисных услуг с авторынка могут уйти десятки или даже сотни дилеров.

Изучив изменения на дилерской карте России, произошедшие к ноябрю, аналитики «Автостата» сообщают, что к настоящему моменту в стране работает 4075 дилерских центров – на 124 больше, чем в 2013-м.

В течение года, согласно данным отчета АА «Автостат» «Дилерские сети автопроизводителей РФ», свою деятельность свернули 64 центра – 44 российских марок и 20 в секторе массовых иностранных. На смену им пришли 189 новых предприятий, среди которых 27 ДЦ премиум-брендов и 161 – китайских автопроизводителей.

«Китайцы», как отмечают аналитики, по числу дилерских центров в России уже опередили отечественных автопроизводителей: общий счет – 668 против 667. При этом самая большая дилерская сеть в России по-прежнему у АВТОВАЗа (382). Среди иностранных марок по численности дилеров первые места занимают Renault (167), Kia (161) и Chevrolet (160).

По данным «Автостата», за пятилетку в России почти в полтора раза – с 319 до 464 – выросло количество дилерских центров в сегменте премиум. Продажи автомобилей этой категории в настоящее время в 2 раза выше, чем в докризисном 2008 году, и не отстают от прошлого года, когда в России было реализовано около 180 тысяч автомобилей класса премиум.

«Основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен, – говорится в сообщении «Автостата». – В последние годы идет «ротация» дилеров в пределах 5-10%. Наибольший прирост в текущем году показали дилерские сети Renault (+13) и Volkswagen (+14)».

Неплохой прирост, в отличие от Fiat и Daewoo, демонстрируют дилерские сети Chrysler/Jeep, Mitsubishi, Toyota и Chevrolet. Формирует свой дилерский корпус новый японский бренд Datsun.

Владимир Моженков, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», по просьбе «За рулем.РФ» прокомментировал ситуацию на авторынке:

«2015 год будет сложным для дилерского сообщества. Уже сейчас мы можем сказать, что с 1 января с рынка уйдут 24 дилерских центра SEAT – марка прекращает работу в России. Хочется верить, что все они будут перепрофилированы для работы с другими брендами. Но 100%-ной уверенности, что будет так, у нас нет, – это будет очень сложно сделать.

В следующем году снижение численности участников рынка может происходить по следующим причинам. Первая – уход марки из России, как в случае с SEAT. Вторая – банкротства из-за снижения продаж и объемов сервисных услуг. Еще один вариант развития событий – слияния и поглощения. Точный прогноз дать сложно, но есть вероятность, что речь может идти о десятках, а возможно и сотнях дилерских предприятий».

Падение продаж на российском авторынке, которое началось в 2014 году, отразится и на дилерской сети: уже до конца года, как сообщал ранее «Интерфакс», число точек продаж и обслуживания автомобилей, по мнению экспертов и участников рынка, может уменьшиться примерно на 500 единиц.

Динамика дилерских сетей

Сегмент марки Количество, шт. Изм, шт
Марка 2009 2013 2014 к 2013 к 2009
Премиум-марки 319 437 464 27 145
Mercedes-Benz 51 60 64 4 13
Audi 44 56 59 3 15
BMW 48 61 58 -3 10
Land Rover 32 50 51 1 19
Jaguar 14 38 46 8 32
Volvo 43 44 45 1 2
Lexus 22 37 41 4 19
Cadillac 35 30 26 -4 -9
Porsche 20 24 25 1 5
Infiniti 10 18 20 2 10
другие 0 19 29 10 29
Массовые марки 1785 2296 2276 -20 491
Renault 108 154 167 13 59
KIA 134 167 161 -6 27
Chevrolet 145 155 160 5 15
Opel 125 148 150 2 25
Hyundai 110 141 137 -4 27
Mitsubishi 98 126 134 8 36
Volkswagen 73 117 131 14 58
Skoda 88 128 130 2 42
Nissan 80 130 128 -2 48
Ford 109 127 126 -1 17
SsangYong 81 125 126 1 45
Toyota 73 99 105 6 32
Daewoo 115 127 86 -41 -29
Peugeot 71 80 77 -3 6
Mazda 49 70 71 1 22
Suzuki 64 75 67 -8 3
Citroen 39 66 64 -2 25
Subaru 40 52 51 -1 11
Honda 59 54 50 -4 -9
Chrysler-Jeep-Dodge 16 35 43 8 27
Fiat 75 64 34 -30 -41
SEAT 21 27 24 -3 3
Datsun 0 0 20 20 20
Китайские марки 245 507 668 161 423
Lifan 45 126 153 27 108
Chery 71 102 105 3 34
Geely 89 86 90 4 1
Great Wall 40 85 83 -2 43
FAW 0 83 80 -3 80
Haima 0 25 50 25 50
Changan 0 0 45 45 45
JAC 0 0 25 25 25
DongFeng 0 0 19 19 19
Brilliance 0 0 18 18 18
Отечественные 641 711 667 -44 26
LADA 418 436 382 -54 -36
GM-AVTOVAZ 131 148 159 11 28
UAZ 92 127 126 -1 34
Общий итог 2990 3951 4075 124 1085

Данные АА «Автостат»

Ушли с рынка Количество, шт. Изм, шт.
Марка 2009 2013 2014 к 2013-му к 2009-му
ZAZ 130 86 0 -86 -130
TagAZ-Vortex-BYD 220 158 0 -158 -220

Данные АА «Автостат»

Подпишитесь на «За рулем» в