Ралли-рейды: накануне гонок Африка Эко Рейс и Дакар-2015

На новогодние праздники стартуют крупнейшие ралли-марафоны планеты: 30 декабря – Африка Эко Рейс, 4 января – Дакар-2015. В обоих испытаниях примут участие российские спортсмены. О предстоящих соревнованиях гонщики рассказали на мероприятиях в начале недели.

В понедельник участники обоих ралли-марафонов собрались в Олимпийском комитете России на встречу с президентом ОКР Александром Жуковым. Она уже стала традиционной – год назад, перед Дакаром-2014 президент Олимпийского комитета пожелал гонщикам «КАМАЗ-мастера» победы, и спустя месяц Андрей Каргинов вернулся с золотым «бедуином». В этот раз к пожеланиям удачи еще добавился олимпийский факел – своеобразная эстафета спортивных успехов. Александр Жуков передал ее Владимиру Чагину, руководителю команды синих чемпионских грузовиков.

Во встрече участвовали спортсмены и других зачетных классов Дакар-2015 и Африки Эко Рейс. В последнем помимо двух грузовиков «КАМАЗ-мастер» в этом году заявлена еще команда VEB Racing. Причем выставляет она одновременно автомобиль и мотоцикл. Внедорожник OSCar O3 будет пилотировать Антон Григоров, а на мотоцикле HUSQVARNA поедет Анастасия Нифонтова – первая российская спортсменка в ралли-марафонах в этом зачете.

Анастасия Нифонтова и Антон Григоров (VEB Racing).

В Южную Америку сражаться в категории автомобилей отправляются экипажи Евгения Фирсова / Вадима Филатова (команда «ПЭК», автомобиль Toyota), Александра Терентьева / Алексея Беркута (Ford), Сергея Фомина / Дана Щемеля (G-Force Proto), Владимира Васильева / Константина Жильцова (G-Energy Team, MINI). Последние в ноябре этого года стали победителями сезона Кубка мира по ралли-рейдам. 5 декабря в Дохе (Катар) им были вручены награды FIA, и свой приз на встречу привез штурман экипажа Константин Жильцов.

Константин Жильцов с призом победителя Кубка мира по ралли-рейдам.

Как и в 2014 году, в зачете квадроциклов в Дакаре поедет Сергей Карякин. В прошлый раз он финишировал седьмым в абсолютном зачете, несмотря на то, что это был его дебют в ралли-марафонах. Зачет грузовиков от России возглавят экипажи «КАМАЗ-мастер», но также к ним присоединится еще один автомобиль – MAN, который поведут Максим Кирпилев / Артем Шевелев / Павел Ушаков (стартовый номер 565).

Во вторник общение «КАМАЗ-мастера» с журналистами продолжилось, теперь уже в более стандартной форме, на пресс-конференции. Владимир Чагин рассказал о предстоящих соревнованиях, в которых команда, по сути, будет поделена на две части – «африканскую» и «американскую». В составе экипажей, которые отправятся в Южную Америку, появились новички – штурманы и механики: у Эдуарда Николаева механиком будет Руслан Ахмадеев вместо Владимира Рыбакова, у Айрата Мардеева – Дмитрий Свистунов вместо Айрата Исрафилова, а из команды Андрея Каргинова в экипаж Дмитрия Сотникова перешел Игорь Девяткин, который при этом еще сменит роль механика на позицию штурмана. Полностью «боевой» состав выглядит следующим образом: Андрей Каргинов / Андрей Мокеев / Игорь Леонов (№ 500), Эдуард Николаев / Евгений Яковлев / Руслан Ахмадеев (№ 502), Айрат Мардеев / Айдар Беляев / Дмитрий Свистунов (№ 507), Дмитрий Сотников / Игорь Девяткин / Андрей Аферин (№ 520).

Организаторы Дакара-2015 решили вернуть в соревнование правило еще «африканского» издания гонки: в один из дней будет запрещено обслуживание «боевых» машин в сервисной зоне – автомобили-ассистанс проследуют сразу к бивуаку следующего этапа, а экипажи должны будут самостоятельно произвести необходимые ремонтные работы и подготовить грузовики к следующему соревновательному участку. «КАМАЗ-мастер» на этот день разместит в своих гоночных автомобилях большее количество запасных частей.

На пресс-конференции команду «КАМАЗ-мастер» представляли Антон Шибалов, Эдуард Николаев, Владимир Чагин, Андрей Каргинов.

В Дакаре-2015, как и в этом году, будут участвовать грузовики КАМАЗ-4326, оснащенные дизельным двигателем с турбонаддувом Liebherr. Выбор пал на немецкого производителя после изменения технического регламента гонки, который ограничил объем силового агрегата до 16,5 л. Российского аналога в настоящее время не существует. Прошедший весь Дакар-2014 мотор Liebherr успешно себя зарекомендовал, и в будущем им будут оснащаться серийные грузовики КАМАЗ. В ралли-марафоне Африка Эко Рейс в «полевых» условиях пройдет испытания газо-дизельный двигатель ТМЗ. Гибридная установка потребляет 70% дизельного топлива и 30% метана. Как показали испытания, заметно снизилась дымность, борьбе с которой большое внимание придают организаторы ралли-рейдов, но при этом автомобиль сохранил высокую динамику разгона. Но поскольку в Африке возможны проблемы с заправкой метановым топливом, команда везет на соревнования передвижную заправочную станцию.

В Африке Эко Рейс примут участие два экипажа «КАМАЗ-мастер»: Антон Шибалов / Роберт Аматыч / Алмаз Хисамиев (№401) на дизельном КАМАЗ-4326, Сергей Куприянов / Александр Куприянов / Анатолий Танин (№404) на газо-дизельном КАМАЗ-4326.

После пресс-конференции Владимир Чагин ответил на несколько наших вопросов.

- Как вы тактически собираетесь строить гонку? Вероятно, не будете гнать в начале, а постараетесь проехать как можно стабильнее?

- Самое главное – надежность: чтобы не «сгореть» в начале, чтобы ребята не допускали ошибок, не ломаться, не стоять. Нужно достойно проехать. Машины у нас хорошие, ребята хорошо подготовлены. В ралли-рейдах выигрывает не тот, кто быстро едет, а тот, кто не ломается. Проехать весь Дакар, не имея ни одной остановки, ни одной поломки, – такого в его истории, наверное, не было ни у кого. Кто меньше будет ломаться, иметь меньше проблем, тот и победит. Уровень подготовки машин на сегодняшний день у всех практически одинаковый, поэтому на первый план выходит человеческий фактор.

- Действительно: сейчас спор идет буквально за сотые доли секунды…

- Да: одно колесо заменил – 10-11 минут, и места на подиуме уже не будет.

- Как вы собираетесь нагружать машины в тот день, когда не будет сервиса вечером?

- Меньше 8 тонн нельзя, по регламенту, больше – можно. Но много тоже не перегрузишь, потому что машина свои ездовые качества потеряет: амортизаторы, рессоры настроены на определенный вес. Мы уже прорепетировали на тренировочных сборах в России: поставили запасные части, проехали, протестировали, чтобы ничего нигде не отлетело.

- На тренировках не пробовали проехать примерно ту дистанцию двух дней, что и на Дакаре, когда не будет вечернего сервиса?

- Так не пробовали, но надежность машин мы знаем. Ребятам в тот день, конечно, придется ехать в более щадящем режиме, чтобы избежать каких-то поломок.

- Ставку на какой-то экипаж делать не будете?

- Экипажи Андрея Каргинова, Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева одинаково подготовлены, пилоты едут одинаково быстро. На тренировочных сборах 300-, 400-километровые участки все трое проезжают с разницей в 3-5 минут. У Дмитрия Сотникова опыта поменьше, он позже начал ездить за рулем, и на Дакаре-2015 мы сделали его грузовик быстрой техничкой.

- Насколько было сложно поделить ресурсы команды на две гонки?

- Непросто, конечно. У нас равносильные составы и в Америке, и в Африке. Ведь нужны не только экипажи, нужны и узкие специалисты: по двигателям, по электрике и так далее. Удалось все-таки, хватает в команде специалистов, чтобы сделать два состава, которые смогут справиться с любыми сложностями и задачами. По итогам гонки тогда и скажете: прав я был или нет.

Подпишитесь на «За рулем» в