Российский союз автостраховщиков уволил своего главу

В РСА грядут масштабные изменения. На прошлой неделе досрочно прекращены полномочия президента союза Павла Бунина, новым президентом РСА был избран президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. На этой неделе сообществу предстоит избрать исполнительного директора союза, который будет заниматься текущими вопросами по ОСАГО. Первым вопросом станет формирование членских взносов организации.

На прошлой неделе Российский союз автостраховщиков (РСА) возглавил руководитель головной организации – Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Полномочия прежнего главы – Павла Бунина, досрочно прекращены. Более того, понятно, что Игорь Юргенс не в силах вести текущую рутинную работу РСА из-за большой загруженности, поэтому теперь ему требуется заместитель в части ведения дел по ОСАГО. Таким образом, на рынке автострахования грядут перемены. Представители страховщиков кулуарно признаются, что не довольны работой Павла Бунина, полагая, что он не добился успехов в отстаивании позиции по повышению тарифов ОСАГО. Законодательные изменения в Закон об ОСАГО направлены на защиту прав потребителей, при этом до 70% из них, по оценкам экспертов, влияют на увеличение убыточности страховых компаний. Интеллигентный и мягкий Павел Бунин недостаточно жестко отстаивал интересы сообщества, его политику дипломатии и примирения, которой он придерживался в период обсуждения законопроекта по изменениям в ОСАГО в Госдуме, сочли неэффективной.

Возможно, решение о смене главы и было принято страховщиками сгоряча, но важно подумать о последствиях такого шага. Любая реорганизация процесса связана с периодом ослабления структуры или организации. Вновь избранному руководителю Союза страховщиков ОСАГО потребуется время, чтобы сориентироваться в ключевых направлениях деятельности. Среди возможных кандидатур на должность исполнительного директора РСА наиболее вероятной считают вице-президента Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлану Гусар.

Между тем защитники Павла Бунина говорят о том, что позиция РСА всегда была подготовлена и взвешена. Глава экспертного совета по страхованию при комитете Госдумы РФ по финансовому рынку Александр Коваль отмечает, что недостаточность тарифов и «перекошенные» региональные коэффициенты — основные проблемы на рынке ОСАГО. Но президент РСА к разрешению этих важнейших вопросов в силу законодательных норм не был допущен, поэтому глупо считать его виновным в этом.

Однако что сделано, то сделано, и теперь представители страховщиков размышляют о том, какими качествами должен быть наделен лидер Союза страховщиков в кризисное время. Это должна быть масштабная личность, человек, которого слушают, с которым считаются представители власти. Игорь Юргенс этому требованию соответствует как нельзя лучше.

Напомним, в период работы Павла Бунина на посту президента РСА было завершено создание IT-системы, позволяющей устанавливать коэффициент «бонус-малус» по договорам ОСАГО по всей стране, внедрена единая методика оценки восстановительного ущерба. Реформа, обеспечившая передачу функций техосмотра от ГИБДД к независимым коммерческим организациям, прошла хоть и не слишком гладко, но все-таки признана состоявшейся. Поэтому к профессионализму Павла Бунина вопросов быть не может, просто его эпоха закончилась, пришло время других руководителей. Специалисты полагают, что команда менеджеров РСА в период кризиса и постановки новых задач в ближайшее время будет существенно усилена.

Появилась также информация, что компенсационные фонды РСА объемом 8 млрд рублей могут перейти госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Впрочем, вопрос по передаче этой организации денег автострахового сообщества пока только рассматривается.

Алексей Гуляев, генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» отмечает, что цены на ОСАГО снова повысятся ближе к середине весны, однако решение по данному вопросу принимают не сами страховщики, а Центробанк. Бизнес страховых компаний не может держаться за счет продаж только полисов ОСАГО – баланс прибыли и выплат достигается за счет дополнительного страхования: каско, жизни и здоровья и т.д. В 2015 году стоимость автомобилей выросла, стоимость каско, соответственно, тоже. При этом спрос на данный вид страхования из-за его дороговизны начал падать. Зато лимит выплат по ОСАГО вырос, а с учетом грядущего повышения выплат по ущербу здоровью до 500 тыс. рублей разница между прибылью и расходами СК может заметно увеличиться. Сейчас количество обращений за выплатами по здоровью минимально, однако, если сумма станет больше, появится больше желающих ее получить. А это создаст дополнительные проблемы страховщикам.

Подпишитесь на «За рулем» в