ГК «Рольф»: дилеры отказываются от подержанных авто

Группа компаний «Рольф» провела сегодня встречу с журналистами, на которой рассказала о текущем положении дел на рынке подержанных автомобилей в целом и своем опыте в частности. Как оказалось, кризисные явления докатились и до секонд-хэнда. Причем настолько, что от некогда прибыльного и перспективного трейд-ин дилеры постепенно начинают отказываться.

Директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «Рольф» Алексей Баринов, сославшись на данные «Автостата», поведал, что в прошлом году собственников сменили 6,1 млн автомобилей. В одной лишь Москве было совершено около 375 тыс. сделок, в Санкт-Петербурге - 211 тысяч. В основном осуществлялись они официальными дилерами, торгующими автомобилями посредством трейд-ин, – на их долю пришлось 30% продаж (в 2013-м – 24%).

ГК «Рольф», которая запустила в 2007 году программу Blue Fish, реализовала в прошлом году 24,7 тыс. подержанных машин (против 18,1 тыс. годом ранее). Причем на долю автомобилей, которые принимались в счет покупки новых по программе трейд-ин, пришлось 73%, остальные 27% – скупка б/у авто за наличный расчет. На последние в этом году будет делаться еще больший упор, рассказал журналистам Алексей Баринов.

Отнюдь не гнушаются операций с секонд-хэндом и владельцы машин подороже. Более того, по словам руководителя отдела продаж и закупки автомобилей с пробегом подразделения «Рольф Премиум» Антона Лохмана, доля премиальных автомобилей в бизнесе «Рольфа» растет. Так, если в 2013 году она составляла 18,5%, то в прошлом – уже 20,5%. Есть, правда, свои нюансы. К примеру, клиенту в этом сегменте не всегда нужно продавать свой автомобиль, чтобы купить новый. Кроме того, если в массовом сегменте средний показатель оборачиваемости подержанного автомобиля, выкупленного у клиента, составляет 25 дней, то в премиуме – 34.

Палки в колеса

Как и везде, и тут не обходится без проблемных мест. Так, из-за подорожавших кредитов из прошлогодних 8% в структуре продаж подержанных машин в этом году кредитных сделок остается уже лишь 3%. С другой стороны, прокредитованные банками ранее дилеры (собственными оборотными средствами из них располагают далеко не все) все чаще отказываются от обмена автомобилей населения на деньги – только в счет продажи новых машин.

Еще одна проблема – отсутствие единой базы оценки авто. Рынок подержанных автомобилей все еще остается нецивилизованным: сложно определить залоговую и кредитную, таможенную и сервисную историю машины. На данный момент создание такой базы инициировано в рамках Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), но когда она появится в реальности, остается лишь гадать. В качестве примера необходимости такой базы Алексей Баринов привел Германию, где существует уголовная ответственность за корректировку пробега авто при продаже. Там выяснили, что в среднем мошеннические действия нечистых на руку лиц приводят к последующей потере со стороны покупателя 3-4 тыс. евро, что тянет на состав преступления.

Поэтому неудивительно, что и вторичный рынок переживает сейчас не самые лучшие времена. По некоторым данным, за текущий год он может лишиться миллиона из прошлогодних 6,1 млн сделок. Последние цифры лишь подтверждают скепсис: если за первые два месяца прошлого года в Москве было реализовано 51,5 тыс. подержанных авто, а в Санкт-Петербурге - 27 тысяч, то в январе-феврале 2015-го лишь 45 и 21 тысяча соответственно.

Как это работает

Процесс оценки автомобиля начинается с визуального осмотра у здания дилерского центра. Менеджер методом опроса уточняет возраст машины, технические параметры, а также специальным прибором проверяет толщину лакокрасочного покрытия кузова и комплектность автомобиля. Его пометки позже будут более тщательно проверены на стенде, ведь приехавший на оценку автомобиль мог быть загрязнен или предоставлен на осмотр в темное время суток.

Бытовавшее когда-то мнение о том, что при продаже важно лишь состояние кузова автомобиля, все дальше уходит в прошлое. Автомобили становятся сложнее, а значит, в случае неисправности тех или иных узлов и агрегатов ремонт может вылиться в круглую сумму. Дилеру, который старается дать на реализуемый впоследствии подержанный автомобиль дополнительную гарантию (до одного года), лишние проблемы, понятное дело, не нужны. Отсюда и тщательный контроль на входе. В дело идут как фирменные программы оценки от производителей (Jaguar Land Rover Selected, Toyota Tested и пр.), так и собственные методики.

Этот автомобиль по итогам диагностики был оценен в 460 тыс. руб.

Основополагающий фактор для частного лица, планирующего купить новый автомобиль с использованием старого, – это цена. По словам Алексея Баринова, цены на вторичном рынке ползут вверх вслед за прайсами на новые авто. Правда, несоизмеримо и не столь стремительно. В чем мы и убедились, попробовав оценить хэтчбек Chevrolet Cruze 2012 года выпуска (комплектация LS, двигатель 1,6 л, коробка-автомат). За машину с дефектами лакокрасочного покрытия (потертости и царапины) обоих бамперов и заднего крыла, купленную в свое время за 570 тыс. руб., было предложено 460 тыс. руб. — маловато с учетом текущей стоимости нового аналога в 950 тысяч.

Стандартная комиссия покупателя в лице дилерского центра при операциях с секонд-хэндом, со слов Антона Лохмана, составляет 5%. Судя по демонстрировавшему до сих пор рынку, автовладельцев эта наценка не пугает – они готовы «падать» в цене в обмен на юридическое спокойствие и скидки при покупке новых машин взамен старых.

Подпишитесь на «За рулем» в