Ралли-рейды: сенсация на Бахе Беларусь-2015

На «Бахе Беларусь-2015» сенсация – ГАЗоны впервые обогнали дакаровские МАЗы.

Возле белорусского Полоцка на третьем этапе Чемпионата России по ралли-рейдам «Бахе Беларусь-2015», прошедшем 29-31 мая, многие фавориты либо сошли, либо сдались, и на их место заступили атакующие экипажи со вторых позиций. Более 450 километров скоростных участков, два дня жарких баталий. Почти 30 экипажей российского чемпионата и столько же – белорусского.

Баха «Беларусь» приятно удивляет уже второй год уровнем своей организации и, главное, количеством как зрителей, так и участников. 26 экипажей, заявленных в зачет чемпионата России, поддержало практически такое же количество коллег из Белоруссии. Зрители оценили этот факт и в массовом порядке заполонили площадь Свободы города Полоцка еще в пятницу во время торжественного старта, а в субботу и воскресенье и все спецучастки гонки.

Пилоты оценили внимание и постарались на славу, не забывая во время борьбы лишний раз эффектно прыгнуть или попытаться удалить практически всю воду из речки при очередном преодолении брода.

Соболиный след

Для нас с коллегой этот ралли-рейд начался в Москве, когда я впервые сел в полноприводный Соболь Бизнес, чтобы отправиться на турнир, на бездорожье бахи. Из Москвы я отмахал на нем более 700 километров. Оснащенный турбодизелем Cummins, блокировкой Eaton и многим другим, этот автомобиль мне, привыкшему к кольцевым полно- или моноприводным заряженным легковушкам, неожиданно понравился! Соболь 4х4 могу сравнить с классическими рамными внедорожниками старой школы. При его правильном применении можно рассчитывать на получение целого спектра удовольствия за рулем, там, где дороги заканчиваются.

На нашем маршруте до Полоцка они закончились на целых 77 километров. Случилось так, что навигатор проложил дорогу самым кратчайшим способом по Новой Риге. С ветерком домчались до Великих Лук, от которых ушли на Невель. После обозначенного населенного пункта выдвинулись в сторону границы. В самом начале несильно придали значение ухудшению покрытия. Спустя тридцать километров, наблюдая за тем, как лесопосадки, болота и озера все ближе подбираются к остаткам дорожного полотна, я стал невольно ежиться – глухо, безлюдно, редкие дома стоят заколоченными.

Но Соболь держался молодцом и позволял ехать, практически не сбавляя темпа, несмотря на катастрофическое ухудшение покрытия: ямы размером с колесо, потеря асфальта до одной полосы, и, в конечном итоге, появление песчано-гравийной подушки грунта, грязи и огромных промоин.

В какой-то момент стало казаться, что дорога вот-вот закончится болотом, которое просто поглотило ее. Но Белоруссия, несмотря ни на что, приближалась со скоростью в среднем 80-100 км/ч. Пролетая мимо несчастных редких легковушек, которые еле-еле двигались от ямы к яме, рискуя там остаться, на мгновение подумалось, что именно из-за таких как мы появляются анекдоты про бешенные маршрутки.

30 км после границы России с Белоруссией дорога не улучшилась. И только когда мы выскочили из леса, появилась первая заправка, а с ней и цивилизация- приличное покрытие и «живые» поселки. Контрабандистские тропы остались позади, словно страшный сон.

Но ни разу за весь этот «спецучасток» нас не покидало ощущение, что ехать так, как на Соболе - быстро и комфортно, на подавляющем большинстве машин мы бы вряд ли тут смогли. Теперь я понимаю, почему в ралли-рейдах успешно гоняют полноприводные Газели.

Пески, прыжки, вода и снаряды

Гоночный маршрут гонки организаторы закрутили лихо. Тут были и оффроудные дорожки белорусских лесов, и песчаные участки бывшего танкового полигона Дретунь. Кочки, ямы, подбросы, стиральная доска, броды, настоящие пустынные участки с глубокой колеей. Есть, где повеселиться.

Кстати, военное прошлое мест неизменно отзывалось найденными там осколками от минометных снарядов и прочими гильзами разного калибра. При этом зрители удобно расположились на огромном блиндаже, построенном на вершине холма, с крыши которого можно было видеть немалую часть гонки как на ладони.

С точки зрения зрительского интереса эта баха одна из самых посещаемых в календаре, а представленная техника весьма разнообразна и обладает определенным колоритом. Можно встретить как рядовые Nissan Patrol или Jeep Grand Cherokee, вышедшим на старт на гражданской шоссейной резине, так и завсегдатаев Дакара - мощные лакированные спортпрототипы категории Т1 или грузовики Т4 - заводскую команду МАЗ на красивейших алых грузовиках.

И первых, и вторых, зрители горячо приветствовали без исключения, но в любимчиках заслуженно были МАЗы, в бой которые вели Владимир и Александр Василевские и Сергей Вязович.

Народная любовь также не обошла вниманием отечественные машины команды ГАЗ Рейд Спорт. Хотя именно среднетоннажные грузовики ГАЗа были главными конкурентами МАЗа в борьбе за подиум.

Большие гонки

После утреннего пролога первого дня длинной 4,55 км быстрейшим стал представитель Финляндии Йоуни Ампуя (RE Autoclub), опередивший Владимира Фролова (ATT-Racing) и Евгения Фирсова (ПЭК). Все на автомобилях прототипах категории Т1. По результатам пролога выстроили стартовую решетку для длинной части рейда этого же дня.

Открывать трассу в 200 сложнейших километров отправились согласно занятым местам в прологе Евгений Фирсов и Вадим Филатов, далее ушли в бой Йоуни Ампуя, Владимир Фролов, Андрей Новиков и Дмитрий Иевлев. Началась серьезная гонка.

Два круга по сотне километров преподнесли немало сюрпризов и сильно изменили расстановку сил. У захватившего в начале флаг лидерства в категории Т2 Александра Терентьева на Ford F-150 Raptor «закончилась» передняя полуось и бензин. Пилот говорит, что ехал долго на заднем приводе, много буксовал. Вот бака и не хватило.

Лидер всего зачета Чемпионата страны, быстрый и резкий Йоуни Ампуя на спортпрототипе Mitsubishi Pajero заблудился прямо на финише, неправильно прошел створ и получил за это огромную временную пенализацию. Но это еще полбеды. В песках на Mitsubishi Йоуни от сумасшедших нагрузок разлетелся первичный вал коробки передач. Починить КП на трассе было практически невозможно. В сервисный парк автомобиль приехал на веревке.

В грузовом зачете тоже не обошлось без приключений. Тройку МАЗов из команды MAZ-Sportauto покинул Александр Василевский. У него на хвосте все время висел белый Садко команды ГАЗа - Болеслав Левицкий/ Александр Обухов, вынуждая Василевского держать высокий темп. Вот мотор МАЗа и не сдюжил, взорвался. Сход с дистанции и вообще из гонки.

По итогам первого дня в лидеры зачета Т1 пробились Евгений Фирсов с Вадимом Филатовым, в категории Т2 Александр Колембет и Игорь Петенко из команды «Космос», а в грузовом зачете на первой строчке уверенно закрепился экипаж Сергея Вязовича. А маленький, по меркам МАЗов, ГАЗ Садко Славы Левицкого уверенно занял третью строчку зачета.

В категории R (Рейд Спорт) с огромным отрывом от соперников вышла зеленая Газель Next Михаила Кострукова и Олега Нежнова. Его брат на белом Нексте финишировал лишь на четвертом месте.

Последний рывок

Боевые километры воскресенья начались для участников под легкий моросящий дождь. Покрытие прибило водой, и трасса на первом круге стала более скоростной. Всего предстояло проехать около 250 км. Маршрут был новым, лишь местами повторяющий прежний. Были отдельные места, где можно было прохватить во всю мощь, утопив педаль газа в пол. Но суровый танковый полигон все равно числился в легендах штурманов. Вот он и задал жару машинам и пилотам.

В результате множество сходов: Йоуни Ампуя, Максим Кирпилев, Алдис Вилцанс, Антон Мельников, Андрей Рудской, Сергей Шихотаров, Михаил Коструков и другие. Команда «ПЭК» оказалась удачливее и проворнее других и смогла повторить прошлогоднее достижение: завоевала двойной подиум в категории прототипов Т1. Экипаж Евгения Фирсова/Вадима Филатова стал первым, а Дмитрий Иевлев/Алексей Шапошников финишировали третьими. Братья Андрей и Владимир Новиковы завоевали серебряные награды.

Категория Т2 ознаменовалась дуэлью за золото между Александром Колембетом и Артемом Варенцовым. Последний смог по ходу гонки разом отыграть пять минут отставания и пощекотать нервы своему конкуренту. Но Колембет переломил ситуацию, поехал быстрее и заслуженно взошел на первую ступеньку пьедестала. Артем Варенцов/Дмитрий Павлов – вторые, экипаж Игорь Гутинский/Антон Плетенев на третьем месте.

Зачет Рейд-спорт на Бахе Беларусь-2015 стал самым драматичным во всем Чемпионате. Соперники были непримиримы. Бились, пытаясь одолеть друг друга, по принципу либо пан, либо пропал. Один лидер сменял другого чуть ли не на каждом круге. И в результате до финиша добрались лишь два автомобиля. На первом месте с хорошим запасом времени белая Газель Next Александра Кострукова/Евгения Павлова. На втором месте экипаж Mitsubishi Pajero Сидорок Иван/Додонов Сергей. Как заметил победитель зачета R Александр Коструков, выдержать накал борьбы ему помогла хорошо продуманная тактика боя, конечно, верный выбор деталей на гонку: шин BFGoodrich All Terrain, блокировок Eaton ELocker (задняя была включена практически все время), моторного масла Total повышенной вязкости, позволившее работать новому мотору Cummins с высокими оборотами.

Грузовой зачет стал по результатам сенсационным. Он порадовал всех участников собрания без исключения и стал украшением гонки. Зрители и журналисты были в восторге от летающих грузовиков, которые на трамплинах показывали просто чудеса прыгучести даже в сравнении с прототипами серии Т1.

И если от дакаровских МАЗов подобного поведения можно было ожидать, то летающий экипаж Болеслава Левицкого/Александра Обухова на белом ГАЗ Садко просто покорил публику финишем с отрывом всех четырех колес! Скорости были таковы, что победитель грузового зачета Сергей Вязович стал третьим по итогам гонки в общем зачете! Второе место закрепил за собой Болеслав Левицкий. Небывалый успех! Третьим стал МАЗ под управлением Владимира Василевского, а четвертым Михаил Шкляев на зеленом ГАЗоне Next. Он уступил МАЗу, занявшему третью строчку, всего лишь пять минут.

На очереди четвертый, самый мощный и зрелищный этап Чемпионата России по ралли-рейдам – «Великая степь». В прошлом году этот рейд пришел на смену знаменитому «Шелковому пути» и стал самым ярким событием сезона. Самая длинная гонка, больше всего участников, бескомпромиссная борьба. В этом году «Великая степь» будет еще заметней. Время проведения 1- 4 июля. Элиста-Астрахань. 1200 боевых километров. Степи, пески и жара. Именно там могут определиться явные лидеры во всех классах, которых догнать будет уже непросто. Команды и зрители уже начали подготовку.

Подпишитесь на «За рулем» в