Формула Е: технологии логистики

Одна из главных составляющих организации любого соревнования – логистика. Мастерство перевозок продемонстрировала Формула Е, посетившая Москву.

Обычно на соревнованиях зрители видят уже конечный продукт: гоночные автомобили выезжают из боксов, где трудятся механики, на командном мостике сидят инженеры и руководство «конюшни». Но это лишь промежуточная стадия. Начинается все за несколько недель до первого этапа, когда команды грузят свое оборудование в грузовики или поезда, корабли или самолеты и отправляют его к месту проведения гонки по автомобильным или железным дорогам, морем или воздухом соответственно. Причем делается это по строго спланированному графику и по досконально просчитанным логистическим схемам.

Одной из самых опытных логистических компаний в автоспорте можно назвать DHL: она сотрудничает с Формулой 1, FIA WTCC, Формулой Е, является официальным партнером Andretti Autosport в IndyCar Series и Kalitta Motorsports в северо-американском дрэг-рейсинге, перевозит оборудование Red Bull Air Race World Championship.

В отличие от многих других серий, и в первую очередь Формулы 1, календарь Формулы Е компактен: из Азии участники отправились в Южную Америку, затем Северную Америку, после чего переместились в Европу. В общей сложности они преодолеют более 51 000 километров за сезон. Между этапами оборудование команд не возвращается постоянно на базы, оно перевозится к местам соревнований силами компании DHL, официального логистического партнера Формулы Е. Где это позволяет график, предпочтение отдается морским и железнодорожным перевозкам взамен воздушным. Так DHL поддерживает философию чемпионата: снижение негативного воздействия на окружающую среду и уменьшение выбросов СО 2.

Дебютный сезон Формулы Е насчитывает 11 этапов в 10 городах 9 стран по всему миру.

Между этапами, из страны в страну и с континента на континент транспортируется порядка 450 тонн груза всех десяти команд. В перечень только спортивного инвентаря входят 40 гоночных электромобилей, порядка 50 комплектов шин, 20 зарядных устройств и 45 литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающих движение болидов. Всего на перевозку этого оборудования требуется более 25 грузовых контейнеров, или два грузовых самолета Boeing 747. Вес каждого такого контейнера составляет 5-6 тонн. Внутри компактно расположены по отдельности колеса, переднее и заднее антикрылья болида и шасси электромобиля. Что интересно, одна литий-ионная батарея перевозится внутри машины, ее не вынимают, а пять других, сменных, транспортируются отдельно, в другом контейнере.

Вес каждой батареи составляет 320 килограммов, она отвечает международным требованиям охраны окружающей среды и проходила различные тесты, включая падение с шестиметровой высоты, после которого должна была остаться целой. Для перевозки батарей используются специальные, пожароустойчивые алюминиевые котейнеры.

Интересно, что российский этап стал одним из самых простых по организации логистической доставки грузов. После гонки в Берлине специалисты компании DHL погрузили все оборудование команд в грузовики, и те за несколько дней добрались до Москвы. Обратная дорога в Лондон такая же: сразу после заезда команды приступили к демонтажу боксов и упаковке гоночного оборудования, а логисты DHL обеспечили погрузку в фирменные траки. На дорогу из столицы России до главного города Великобритании отводится целых две недели – два финальных этапа дебютного сезона Формулы Е запланированы на 27 и 28 июня.

Сезон Формулы Е начался с отправки электромобилей из Доннингтона в Пекин. Теперь машины возвращаются на "родину", в Великобританию.

Подпишитесь на «За рулем» в