Ученые: мы никогда не узнаем реальные цифры загрязнения от автомобилей

Британские экологи выпустили отчет, критикующий как нынешние, так и будущие системы замера выбросов CO2 на новых автомобилях. По их мнению, ни одна процедура не отражает реального уровня загрязнения воздуха.

Британский Комитет по вопросам изменения климата (CCC) опубликовал результаты исследования, посвященного европейским методам измерения вредных веществ в автомобильных выхлопах. Как передает Financial Times, комитет выступил с резкой критикой как текущего протокола Евросоюза (так называемый NEDC — New European Driving Cycle, используемый с 1970-х годов), так и новой методики World Light Duty Test Procedure (WLTP), которая должна вступить в силу с 2017 года.

Данные CCC, подкрепленные статистикой независимых исследователей, гласят, что с ужесточением нормативов по выбросам CO 2 неуклонно растет и разница между официальными результатами тестов NEDC и реальным содержанием углекислого газа в выхлопе. Если в 2002 году в лабораторных условиях автомобили оказывались всего на 10% чище, чем на дороге, то к 2010 году разброс вырос до 24%, а к 2014 году — до катастрофических 35%, полностью лишающих смысла процедуру тестирования в целом.

Причина такой разницы очевидна: в погоне за соответствием нормам автопроизводители занимаются подтасовками, используя лазейки в документах: тестовые автомобили максимально облегчают, убирая запасные колеса и магнитолы, перекачивют шины и даже запекают их в печах, чтобы повысить жесткость состава. Таких лазеек с годами накопилось столько, констатируют в CCC, что на сегодня NEDC пригоден разве что для сравнения автомобилей между собой.

В Еврокомиссии тоже осведомлены об этих цифрах и готовят совершенно новый протокол WLTP, но исследователи уверены, что он устарел, не успев появиться, и не улучшит ситуацию. Например, в нем не отражена такая распространенная уловка, как тестирование гибрида в полностью электрическом режиме, при котором, естественно, выбросов не происходит. В результате CCC прогнозирует, что к 2020 году разница между задекларированными и реальными выбросами составит 50%. Единственным выходом из ситуации, полностью исключающим мошенничество со стороны производителей, ученые считают американский подход, при котором автомобиль для тестов выбирается случайным образом прямо на дороге, тесты проводят негосударственные организации, а производители не имеют права принимать в них какое-либо участие.

Подпишитесь на «За рулем» в