В НП «ГЛОНАСС» считают установку «черных ящиков» в автомобилях избыточной

Вчера мы писали, что предложение об обязательной установке персональных самописцев в легковых автомобилях отложили на неопределенный срок. Между тем, главный аналитик Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрей Ионин полагает, что устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», которые станут обязательными для установки в новые автомобили с 1 января 2017 года, вполне могут взять на себя и функции «черного ящика». И это правильно: лишние устройства в автомобиле лишь увеличивают его стоимость.

По информации газеты «Известия», Минтранс отложил на неопределенный срок обязательное введение «черных ящиков» в легковых автомобилях. Об этом изданию сообщил источник в ведомстве. Ранее предполагалось, что с 2015–2016 годов все новые автомобили, которые продаются на российском рынке, будут оснащены бортовыми самописцами. Но нужны ли они на автомобилях в России? На этот вопрос «За рулем.РФ» попросил ответить главного аналитика Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрея Ионина.

-Тема использования в России автомобильных «черных ящиков» (Event Data Recorder, EDR – защищенных устройств записи технических параметров работы узлов и агрегатов), лишь затронутая в статье «Известий», на самом деле имеет несколько различных аспектов для обсуждения.

Первый – техническая возможность создания таких устройств. Такая возможность действительно есть, и ряд автопроизводителей (например, GM) по собственной инициативе и в своих целях уже с 1995 года устанавливают «черные ящики» в свои автомобили, в первую очередь, премиум-класса и большой грузоподъемности, поскольку устройства пока достаточно дороги – около 1000 долларов. При этом перечень записываемых параметров и протоколы записи у разных автопроизводителей различны.

Второе – государственное регулирование в этой сфере. Наиболее далеко здесь продвинулись Соединённые Штаты, где после нескольких лет непростых обсуждений установлены национальные стандарты (протоколы и набор записываемых параметров) к «черным ящикам», которые станут обязательными для новых автомобилей со следующего года, и законодательно прописан порядок доступа к этой информации в случае ДТП.

В России вопрос установления национальных требований к «черным ящикам» и срокам обязательного оснащения ими пока не выходил даже за рамки идеи и самого предварительного обсуждения. И, конечно, никакой нормативной базы на национальном уровне здесь не было и нет. Важно и другое: в России уже с 1 января 2015 года работает государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС», которая решает ключевую задачу для попавших в ДТП – передачу экстренного вызова и координат ДТП в службы реагирования. Устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» станут обязательными для новых автомобилей с 1 января 2017 года. Такой системы в США нет. Поэтому простой перенос американских стандартов на российскую почву просто неэффективен. Более того – в российской ситуации для ускорения внедрения любых инновационных решений в части безопасности на транспорте и минимизации расходов граждан и бюджета на эти цели разумно использовать возможности проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Например, реализация идеи автомобильного «черного ящика» в России возможна путем расширения обязательного функционала устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», в первую очередь, подключения его к бортовому компьютеру для снятия технических параметров (наличие внутренней памяти уже является обязательным для устройств «ЭРА-ГЛОНАСС»). Однако до сих пор такое развитие проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» не обсуждалось.

Третий отдельный вопрос – это перечень технических параметров для записи. Например, в США среди таких обязательных для записи параметров: скорость ТС, управление педалью газа, включение/выключение основного тормоза, использование ремня безопасности водителя, использование подушек безопасности и другие. Все они, очевидно, имеют прямое отношение к разбору причин и обстоятельств ДТП. Запись же голосовой информации из салона автомобиля, что, конечно, в наибольшей степени волнует граждан, не рассматривается – здесь аналогия с «черными ящиками» для самолетов не работает.

Подпишитесь на «За рулем» в