В России могут закрыться несколько автозаводов

Автозаводы, работающие на территории нашей страны, находятся в опасности. К такому выводу пришла консалтинговая компания BCG, изучив ситуацию в автопроме. В ближайшей перспективе, согласно докладу, улучшений ждать не приходится.

Серьезного роста спроса на российском автомобильном рынке ждать не стоит, говорится в докладе BCG, с которым ознакомились «Ведомости». Никто не предвидел подобного сценария развития экономики, и если еще несколько лет назад было почти очевидным, что к 2020 году рынок достигнет отметки в 3,5–4 млн шт. в год по сравнению с 1,5 млн в 2015-м, то сейчас планка ожиданий снизилась до 1,9 млн машин по базовому сценарию. Причины все те же - прогнозируемая низкая стоимость нефти, слабый рубль, сокращение доходов населения и т.д.

Пик продаж был в 2012 году, когда россияне купили 2,8 млн новых автомобилей. В это время бурно развивалось производство, наращивались мощности автозаводов, которые суммарно могут производить более 3 млн машин в год; только такого количества рынку теперь не нужно. Недозагруженные предприятия несут убытки, и, по мнению аналитика BCG, производителям в нынешних условиях не стоит ждать роста рынка, а следует осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать.

Господдержка не может существенно повлиять на повышение спроса: на эти цели пришлось бы тратить 90–150 млрд руб. в год, подсчитали в BCG, но в 2016 году на эти цели удалось выделить лишь 50 млрд, в 2015-м – 43 млрд рублей.

На экспорт надежда также невелика: автомобили поставляются, в основном, в страны ближнего зарубежья, а их потенциал невысок. Так, по мнению аналитиков компании, в лучшем случае экспорт может вырасти с 0,3 млн автомобилей в 2016 году до 0,6 млн в 2020-м. Относительно открытыми и растущими рынками являются страны Ближнего Востока. Например, в Иране продается 1 млн автомобилей в год, а в Саудовской Аравии – 0,6 млн. В Африке сейчас низкие продажи – 0,6 млн автомобилей на весь континент, но высокий потенциал роста. Отдельные модели можно поставлять и в Европу, например, Kia Rio, которая там не выпускается. Ею могли бы заинтересоваться в Великобритании, Италии, Испании и Франции.

BCG пришло к выводу, что в России может быть закрыто три-шесть заводов из имеющихся двух десятков. В зоне риска «производители, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК», а также сравнительно недавно запустившие свои производства.

Россию уже покинула GM, на Дальнем Востоке приостановлена сборка SsangYong и Toyota Land Cruiser Prado, практически прекращены продажи Great Wall, Honda перешла на новую схему поставок, а на официальном сайте осталась лишь одна «живая» модель (СR-V) и т.д.

Так ли уж плачевно обстоят дела на нашем авторынке? «За рулем.РФ» обратился за комментариями к директору по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александру Зиновьеву. Он полагает, что вероятность консервации целых автомобильных заводов в России есть, но вряд ли это произойдет в ближайшие несколько лет, поскольку, в первую очередь, предприятия сосредоточатся на оптимизации издержек: сокращении штата сотрудников, числа рабочих дней и смен в недели и т.д. По сравнению с прошлым годом продажи массовых брендов этой весной заметно увеличились, а снизились продажи редких моделей автомобилей, которые не собираются в РФ. В то же время в стране открываются новые дилерские центры, в том числе и в портфеле компании, которую он представляет, что является индикатором нормализации ситуации на авторынке в целом. Экспорт также может стать точкой роста российского автопрома в краткосрочной перспективе. Нынешний курс рубля дает уникальную возможность автопроизводителям собирать в РФ автомобили с низкой себестоимостью для зарубежного рынка. При этом за рубежом, в отличие от российского авторынка, есть страны с неудовлетворенным потребительским спросом и платежеспособным населением, полагает он.

Фото: «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в