Российский автопром безнадежен

Мнения немецких экспертов

VAZ

VAZ

Есть ли будущее у российского автопрома? — таким вопросом задается «Немецкая волна».

По мнению ведущих немецких экспертов, наилучшим решением было бы закрыть все российские заводы (они давно уже устарели) и построить современные в сотрудничестве с иностранными инвесторами.

Российское правительство по социальным и макроэкономическим соображениям не может этого делать, а пытается найти какие-то промежуточные решения, точнее, латает дыры: инвестирует в отечественные заводы миллиарды евро, покупает отдельные производственные линии на западе, вводит заградительные пошлины на иномарки.

Детлеф Виттиг (Detlef Wittig), один из руководителей концерна Volkswagen, считает это возвратом к старому социалистическому мышлению и уверен, что это окончательно сделает российский автопром неконкурентоспособным.

Российским автостроителям нужны современные технологии, которые могут появиться только у предпринимателей, конкурирующих между собой.

Проблематичность ситуации Виттиг иллюстрирует на опыте концерна Volkswagen. Под Калугой он открыл сборочный завод. Чтобы там на этом заводе совершалось больше операций, требуется большее число поставщиков. Рядом с заводом построен технопарк, где могут разместиться сто фирм, но пока там работают только 30 и все иностранные. Трансфер технологий в таких условиях невозможен.

Большой проблемой для работы повсюду за границей Детлеф Виттиг — на опыте концерна Volkswagen — считает подбор местных партнеров.

Без них невозможно по-настоящему интегрировать иностранное предприятие в местную инфраструктуру, получить все необходимые разрешения и все жизненно важные контакты. Но этот партнер должен соответствовать уровню «варяга». В России таких партнеров нет — слишком отстал российский автопром от мирового уровня.

Российские компании и заводы далеко позади и китайских, и индийских, утверждает Виттиг и поясняет: по закону иностранцы должны иметь минимум 30 процентов местных поставщиков. В Китае у VW 90 процентов поставщиков — местные компании.

В России VW нашел эти минимальные 30 процентов с большим трудом — нет компаний нужного уровня, производственные затраты в России сегодня выше чем в Западной Европе.

От этого надо избавляться, если Россия хочет конкурировать с кем-то. В Китае удалось сократить эти затраты на 40 процентов и сейчас производство там обходится в 10–20 процентов от европейского уровня, говорит менеджер VW.

Рене Шлегель (Rene Schlegel), глава представительства компании Bosch в России, убедился, что машиностроительные и электромашиностроительные заводы и их рабочие могут соответствовать западным стандартам, но электроника, мехатроника, изготовление сложных компонентов — дело безнадежное — например, современные системы безопасности для торможения — АВS, ESP и прочие — для их изготовления найти партнеров в России невозможно.

И до тех пор, пока существуют жесткие вертикальные структуры, пока в России есть «динозавры» — выпускать там современные автомобили, конкурирующие с западными или хотя бы с китайскими, невозможно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии