Летающие КАМАЗы в Волгограде

Репетиция перед «Шелковым путем» состоялась: летающие КАМАЗы покорили «Великую степь – Дон».

В Волгоградской области прошел третий этап чемпионата России по ралли-рейдам – гонка под названием «Великая степь – Дон». Многие участники рассматривали ее именно как тренировку перед изматывающим марафоном «Шелковый путь», который стартует в июле. Благо, ралли-рейды похожи: рельефом – немного, погодой – больше, неожиданным развитием событий – особенно.

Программа ралли-рейда состояла из трех дней. В первый день участники проехали короткий по меркам рейдов спецучасток, так называемый пролог. Его дистанция включала в себя мотокроссовую трассу прямо в Волгограде, что позволило зрителям увидеть всех участников в деле, причем в необычных условиях. Внедорожникам и грузовикам было тесновато, зато полеты на трамплинах удались. Зрители и фотографы были в восторге.

Действительно, прошедшая гонка получилась весьма жаркой, а главное — непредсказуемой в соревновательной части. Дебютную победу в серии одержал экипаж братьев Андрея и Владимира Новиковых (Suprotec Racing), а их весьма сильные соперники либо остались позади, либо вовсе сошли.

Лидеры национального зачёта Александр Потапов / Алексей Кузьмич (Suprotec Racing, экипаж № 209) и Алдис Вилцанс / Андрей Рудницкий (AVMOTORSPORT) вели борьбу друг с другом, но оба сошли из-за технических проблем.

Перед стартом ралли-рейда список фаворитов включал в себя трех лидеров сезона: победителя предыдущего этапа в Крыму Виктора Хорошавцева (Aspec Motorsport), амбициозного Новикова, идущего третьим в чемпионате Владимира Фролова (ATT-Racing). К ним примкнули и легенды российского автоспорта Борис Гадасин (Suprotec Racing) и Сергей Успенский («Успенский Ралли Техника»).

В гонке принимал участие единственный женский экипаж: в зачете Т3 ехали Мария Опарина / Таисия Штанева (Suprotec Racing). Выступают девушки на BRP технике – подготовленном специально к чемпионату России и ралли-марафону «Шелковый путь» Can Am Maverick Х3. В Волгограде они финишировали вторыми в своем зачете.

По итогам пролога в лидеры гонки вышли, как и ожидалось, Борис Гадасин и Андрей Новиков. Не так далеко от них по времени расположились Виктор Хорошавцев и Владимир Фролов. Однако в субботу все изменилось: Гадасин и Хорошавцев заблудились на первом же спецучастке, на втором гонщик команды Suprotec Racing застрял в броде, а представитель Aspec Motorsport был вынужден сойти – на его BMW срезало кардан.

Борис Гадасин: «Трасса достаточно интересная, но есть вопросы к написанию легенды. В некоторых местах мы ехали «по глазам». Были броды, и в одном из них мы сели, нас КАМАЗ вытаскивал (прим.: экипаж Айрата Мардеева). По технике и пилотированию все нормально. Песчаные участки были интересны».

Сергей Успенский попал в ту же ловушку, что и Гадасин. Но если Бориса вытащил экипаж «КАМАЗ-мастер» во главе с Айратом Мардеевым, то владелец команды «Успенский Ралли Техника» высвободился из плена лишь через десять часов.

Из-за проблем с навигацией – некоторые отрезки дистанции участники проезжали фактически вслепую, без использования легенды – многие гонщики потеряли массу времени на поиск верного маршрута. По итогам дня в лидеры вышел экипаж Андрея и Владимира Новиковых, следом за ним финишировали Алексей Черкесов / Артем Шевелев (Virazh) и Владимир Фролов / Алексей Шапошников.

Один из коварных бродов на маршруте гонки.

В третий день гонки участников ждал только один спецучасток, и он решил судьбу бронзы: автомобиль Владимира Фролова сначала отказался заводиться на старте, а затем и вовсе остановился на трассе. В результате на третье место в итоговой классификации поднялся Борис Гадасин, который все же справился со множеством злоключений. Серебро удержал Алексей Черкесов, золото досталось Андрею Новикову.

Андрей Новиков: «Сегодня у нас был идеальный день: никаких проблем, мы шли всё время по трассе, ни одного отклонения. Легенда «билась» прекрасно, штурман ориентируется в любом месте. Машина вела себя отменно. Ехали стабильно на шестой передаче, и иногда скорость доходила до 180 километров. В целом была интересная навигация, замечательная трасса».

В зачете Т2 победителем стал экипаж Константина Иванова / Александра Горькова (AVMOTORSPORT), в зачете Т3 – дуэт Игоря Хмельницкого / Дмитрия Кожухова, в зачете «Рейд-спорт» - экипаж Максима Кирпилева / Олега Тюпенкина (Virazh).

Мария Опарина / Таисия Штанева (Suprotec Racing) – серебряные призеры зачета Т3.

Вместе с автомобилями в ралли-рейде принимали участие мотоциклисты. Победителем в дисциплине кросс-кантри «450» стал Михаил Лапшин.

И конечно, не было равных грузовикам «КАМАЗ-мастера» в зачете Т4. Команда выставила на гонку два экипажа: Айрата Мардеева и Антона Шибалова. Главная задача – тренировка перед «Шелковым путем», в первую очередь для нового штурмана Дмитрия Свистунова, который едет с Айратом.

Собственно, спор за победу и разгорелся между Мардеевым и Шибаловым. Причем последний очень хорошо знаком с трассой: в 2015 году Антон одержал здесь победу, четырежды принимал участие и дважды поднимался на подиум в ралли «Шелковый путь», часть маршрута которого пролегала через волгоградские степи.

Экипаж «КАМАЗ-мастер»: Антон Шибалов / Дмитрий Никитин / Иван Романов

Однако общего знания трассы оказалось недостаточно, и на финише Айрат опередил Антона на 32 минуты, одержав победу в классе Т4. Третье место досталось экипажу Александра Обухова / Александра Лагуты (GAZ RAID SPORT).

Айрат Мардеев: «Трасса интересная, вспомнили прошлые гонки по волгоградским степям. Мои самые первые соревнования в качестве пилота как раз были в Волгограде. Многие места очень знакомы. В навигации было сложно, были огрехи в легенде, местами очень грубые. Но все в равных условиях, и все это делает соревнования сложнее и интереснее. Много было луж. Из одной такой лужи в лесу мы выдергивали экипаж Бориса Гадасина. Интересные были песчаные участки, бездорожье, колючки – как и должно быть на ралли-рейдах… Первый спецучасток был узкий, для грузовика не очень комфортно, резать опасно. Мы не стали рисковать – степь непредсказуемая. На таких дорогах надо уметь ездить, и для нас это полезная тренировка в преддверии «Шелкового пути» и «Дакара». На узких и извилистых трассах надо просто представить, что справа обрыв, слева – скала, и ехать нормально. А техника? С ней проблем не было. Подвеска и трансмиссия показывают себя с лучшей стороны. Единственное что – у нас был большой расход топлива. Мы этого не ожидали. Песок вязкий, много песчаных дорог, и в принципе это нормально».

Теперь участники чемпионата России по ралли-рейдам соберутся вместе только после окончания марафона «Шелковый путь»: следующий этап состоится 25-27 августа в Саратове.

Победители и призеры всех зачетов ралли-рейда «Великая степь – Дон 2017».

Фото: Алексей Сергеев, НП РОСРР

Подпишитесь на «За рулем» в