Найдены новые способы победить мошенничество с e-ОСАГО

Чтобы минимизировать вред, который наносят посредники при электронном оформлении «автогражданки», планируется более тщательно проверять данные о страхователе и его автомобиле, а также ограничить время оформления и число полисов, которые можно приобрести одному пользователю.

Напомним суть проблемы, с которой пришлось столкнуться страховому сообществу и Банку России. Выяснилось, что при оформлении электронного ОСАГО автовладельцы часто прибегают к услугам посредников. Делают они это по разным причинам: кто-то не в силах совладать с программой, которая кажется им слишком сложной, кто-то живет в токсичном регионе, где страховщики прибегают к разным уловкам при продаже e-ОСАГО: происходят многочисленные технические сбои, перенаправления на сайты других страховщиков и проч. В результате автовладелец устает и ищет «специалиста». Такие специалисты-мошенники тут же объявляются, у них налажен бизнес и есть свой интерес. Они оформляют заявку, при этом указывают неверные данные об автомобиле, регионе или мощности, максимально занижающие стоимость полиса. Идентификационный номер транспортного средства (VIN) и его регистрационный номер оставляют правильный. Позже в полис, оформленный задешево, они с помощью программы-редактора вписывают реальные данные и продают ничего не подозревающему водителю. В распечатке тот увидит правильные данные. Разницу в оплате мошенники кладут себе в карман. Если же водитель с таким полисом станет виновником аварии, его полис признают недействительным, и покрывать ущерб ему придется из своего кармана.

По статистике РСА, при помощи такой мошеннической схемы оформляется 5-10% всех электронных полисов. Деятельность компаний-посредников пока никем не регулируется.

Меры борьбы с этим злом разработаны следующие. Предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений о намеренном занижении цены полиса провести дополнительную проверку, например, соответствия VIN и госномера и марки автомобиля, пишет РБК. Или модели и мощности автомобиля. Часто неверная информация выявляется уже на этом этапе: скажем, указывается мощность внедорожника, соответствующая какой-нибудь малолитражке, а не большому тяжелому автомобилю. То есть предлагается дать страховщику право перепроверять данные, а уж как им воспользоваться, он решит сам.

Проверять информацию можно будет используя дополнительные источники, такие как интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов-изготовителей. Эта проверка должна занимать не более 20 минут. Если будут обнаружены нестыковки, страховщик вправе затребовать у страхователя электронные копии документов на машину, подтверждающие указанные в заявлении сведения. Если сомнения останутся, клиента для заключения договора пригласят в офис компании, в е-ОСАГО ему будет отказано. В офис автовладелец должен будет принести подлинники документов, подтверждающих данные.

На электронную почту страхователя и (или) его абонентский номер предлагается разрешить создавать лишь один личный кабинет. Сейчас с одной электронной почты и (или) абонентского номера клиент может регистрировать неограниченное количество кабинетов, чем с успехом пользуются мошенники. Правда, эту норму мошенникам не составит труда обойти, зарегистрировав сразу десятки почтовых ящиков или купив несколько сим-карт. Но все же это усложнит их работу.

Также предлагается сократить время заполнения заявления и заключения договора до 90 минут с момента доступа к личному кабинету (20 минут, отведенные страховщику на проверку данных, сюда входят). Мошенники, как правило, работают на сайтах сразу многих страховщиков, и эта норма опять же усложнит их работу.

Впрочем, эксперты полагают, что все это лишь частично решит проблему, а мошенники за короткое время найдут способы обойти и эти искусственные препятствия. Кроме того усложнение оформления е-ОСАГО даст возможность злоупотреблений самим страховщикам, не желающими продавать ОСАГО в токсичных регионах. Может получиться так, что некоторым автовладельцам станет еще труднее оформить электронный полис.

Фото: depositphotos.com

Подпишитесь на «За рулем» в