От воровства дорожную отрасль спасет блокчейн. Да неужели?!

Это слово звучит в СМИ все чаще, и хотя мало кто знает, что это такое, чиновники нас убеждают, что за прорывной технологией будущее. Можно ли блокчейн применять в дорожной отрасли? Оказалось, можно.

Какое применение блокчейн-технологии могут найти в отрасли, рассказал автодорожному сообществу член генсовета «Деловая Россия» Сергей Фахретдинов.

Нам обещают, что уже через несколько лет blockchain станет таким же обыденным явлением, как интернет. Записями в этой системе будут сопровождаться, например, выдача паспорта и водительских прав, регистрация автомобиля, получение кредита и страховки, выезд за границу, покупка билетов и т. д. Там же будет храниться информация о нарушениях правил дорожного движения, водителях, автомобилях, ДТП. Внедряемую сейчас телеметрию также привяжут к блокчейну.

Каждый из пользователей с помощью уникального ключа сможет иметь доступ к базе, хранящей всю цепочку последовательных записей. Копии этих баз данных синхронизируются между собой благодаря особому алгоритму. В этой сложной системе можно все отследить, но нельзя внести изменения, так как данные хранятся не в одном месте, а распределены среди нескольких тысяч компьютеров во всем мире. Цифровые записи объединены в «блоки», которые потом связываются в «цепочку» с помощью сложных математических алгоритмов. Новые блоки добавляются строго в конец цепочки. Все данные шифруются большим количеством разных компьютеров, и если в результате их расчетов все они получают одинаковый результат, блоку присваивается уникальная цифровая подпись.

Это позволяет надежно хранить информацию, то есть взломать систему практически невозможно. Сергей Фахретдинов отмечает, что с помощью данной, прозрачной и устойчивой к подделкам, системы можно будет осуществлять госзакупки (например, автомобилей), вести аккредитацию участников на всех электронных площадках. Все это станет по-настоящему прозрачным и даст возможность участвовать в них всем желающим.

Вторая сфера успешного применения блокчейна - страхование автомобильных грузовых перевозок. В системе будет храниться полная последовательность сбора данных о перевозках (отправители, получатели, все сопроводительные документы). С помощью этого массива информации страховые компании смогут составлять индивидуальный тариф для каждого клиента.

С успехом можно применять технологии блокчейна и в строительстве и ремонте дорог. Так как поставки материалов для строительства и ремонта будут полностью прозрачны и адресны, это позволит держать качество на определенном уровне и до минимума снижать издержки. Система позволит отследить, например, номера партий, происхождение материалов, сроки и условия их хранения и транспортировки и т.д. Полученные результаты невозможно будет отредактировать или подделать, а значит, с помощью блокчейна можно будет с успехом следить за качеством дорожного строительства.

  • Может быть, с помощью блокчейна удастся справиться с приписками и лукавством в отношении дорожного строительства и ремонта. Пока нерадивых чиновников выявляют при помощи проверок. Так, двух должностных лиц из Нижнего Новгорода и Хабаровска пришлось отправить в отставку. Они представили ложную информацию о состоянии подведомственных дорог. На бумаге - все отремонтировано, а на деле - никто даже и не думал приниматься за дело.
  • Минтранс тестирует информационно-аналитическую систему, в которую граждане смогут вносить сведения об аварийно опасных участках дорог. Вероятно, и этот ресурс со временем станет одним из звеньев блокчейна.

Фото: interparestrust.com

Подпишитесь на «За рулем» в