Дронов обучат правилам дорожного движения. Чтобы не мешали автомобилям и велосипедам

Иногда беспилотным летательным аппаратам приходится передвигаться в городской среде достаточно низко, например для доставки покупки из интернет-магазина прямо к подъезду. Чтобы они не мешали остальным участникам дорожного движения, их собираются обучить общим правилам.

Исследователи из Цюрихского университета (Швейцария) разработали алгоритм Dronet, который может безопасно управлять беспилотными аппаратами на улицах города. То есть даже в тех случаях, когда дронам необходимо летать в условном метре от земли, например при доставке посылки или участии в спасательных операциях. До сих пор коммерческие летательные аппараты не умели оперативно реагировать в таких непредвиденных ситуациях. Для навигации дроны используют спутниковую систему GPS, которая хорошо работает на больших высотах. Но что происходит, когда дроны вынуждены пролетать между зданиями или в условиях плотного дорожного трафика, где их путь могут внезапно пересечь велосипедисты или пешеходы? В этих случаях ученые предложили использовать наработки, созданные для автопилотируемых автомобилей, и заложили в Dronet правила дорожного движения и примеры реагирования как велосипедистов, так и автомобилистов.

Dronet способен управлять летательным аппаратом таким образом, чтобы он не только облетал препятствия, но и чтобы учитывал вероятность столкновения, обнаружив новый объект, и мог выходить из опасных ситуаций. Система управления распознает как статические, так и движущиеся препятствия и снижает скорость, чтобы избежать столкновений. Ученые говорят, что с помощью нового алгоритма самонаводящиеся беспилотные летательные аппараты способны органичнее вписаться в нашу повседневную жизнь.

Dronet состоит из обычной камеры, похожей на ту, что используется на смартфоне, и мощного искусственного интеллекта для оценки наблюдаемых ситуаций. Это обучаемый компьютерный алгоритм: на примере решения сложных задач он показывает, как необходимо выходить из сложных ситуаций.

Непростой момент в таком обучении – собрать огромную базу данных, состоящую из различного вида примеров. То есть нужно постараться учесть практически все возможные ситуации. Пока исследователи собирают опыт движения автомобилей и велосипедов, которые передвигались в городской среде четко соблюдая правила дорожного движения. Подражая им, дрон автоматически учится соблюдать эти правила.

Однако если механизмы способны всегда действовать строго по правилам, то живые люди могут ошибаться или намеренно их нарушать. Как в таких случаях предпишут реагировать дронам, которые в любом случае не должны никому причинять ущерба, пока неясно.

Фото: springerprofessional.de

Подпишитесь на «За рулем» в