Расследование «ЗР»: Москва заплатит за 300 электробусов 31 миллиард рублей

Московские власти в прошлом году объявили программу перехода от автобусов к электробусам, которые должны заменить и троллейбусы, практически исчезнувшие с улиц столицы. С 2021 года город намерен вообще отказаться от закупок дизельных автобусов.
Примерный облик электробуса для Москвы

Как обычно, Москва впереди планеты всей. Или по крайней мере пытается. Ни один мегаполис, сравнимый со столицей России по площади и плотности населения, не шел на подобные масштабные изменения. Это вызвало настоящее оживление среди производителей: свою технику для тестовой эксплуатации городу передали не только «Группа ГАЗ» и КАМАЗ, но и китайский Yutong и финская Linkker. Впрочем, уже в августе мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что электробус должен быть обязательно российского производства, так что иностранцы сразу же отпали.

Но, может, и власти Москвы обошлись лишь «декларацией намерений»? Нет, в конце 2017 года ГУП «Мосгортранс» разместил на сайте госзакупок информацию о сразу трех электронных аукционах. Все они касаются электробусов и «ультрабыстрых зарядных станций к ним». Каждый подразумевает поставку 100 электробусов, то есть всего их должно быть 300. Количество станций разнится, но в целом можно сказать, что на каждых три закупленных электробуса город хочет получить как минимум одну зарядную станцию (400- либо 600-вольтовую). Совокупная сумма контрактов впечатляет: более 31,8 млрд рублей (для любителей точных цифр: 31 885 268 248,7 рублей)! То есть простым арифметическим действием стоимость электробуса и примерно 1/3 станции составляет 106,2 млн рублей! И это все — из городского бюджета.

В «Мосгортрансе», естественно, такие расчеты называют некорректными. Ибо поставщик будет обязан не только поставить электробусы и зарядные станции, создав необходимую инфраструктуру, но и берет на себя расходы по их ремонту и обслуживанию.

«В Москве обустроят сложную инфраструктуру для абсолютно нового вида городского транспорта, поэтому одно из главных условий закупки электробусов ‒ сервисный контракт на 15 лет. Поставщик-производитель должен будет в течение всего этого срока обеспечивать полную функциональность подвижного состава и зарядных станций, а также брать на себя все риски по эксплуатации автобусов на электрической тяге», — заявили «ЗР» в пресс-службе перевозчика.

В пресс-службе отмечают, что город не будет оплачивать детали и комплектующие и сервис и ремонт даже вне гарантийного срока на узлы и агрегаты — все расходы в рамках контракта будет брать на себя производитель. Правда, в документации к аукционам никакой информации о том, что вне гарантийного срока узлов и агрегатов исполнитель по контракту обязан закупать за собственные средства, ни нам ни представителям пресс-службы «Мосгортранса» найти не удалось.

Для сравнения: в октябре прошлого года «Мосгортранс» объявлял об аукционе на закупку 350 автобусов большого (длина до 9,5 м) и особо большого (длина до 12,5 м) классов. Сумма контракта — чуть более 4,5 млрд рублей. То есть за каждый автобус с современным дизельным двигателем город готов заплатить около 13 млн рублей. За один электробус (плюс часть зарядной станции) Москва хочет заплатить в 8 раз больше!

Так, по мнению «Мосгортранса», должна выглядеть зарядная станция

При этом в техническом задании оговаривается, что гарантийный срок батарей должен составлять не менее 48 месяцев, то есть через четыре года после начала эксплуатации городу, возможно, придется платить еще и за новые аккумуляторы. Сами же автобусы рассчитаны на 15-летний срок службы.

Все поставляемые электробусы (длина не более 12,5 м) должны быть рассчитаны на 85 пассажиров (30 сидячих мест). Максимальная скорость — 70 км/ч, время разгона до 50 км/ч не должно превышать 22 секунды. Самое же важное — запас хода от одной зарядки. Так вот, с выключенным климат-контролем при средней скорости 12 км/ч он должен составлять не менее 50 километров, 16 км/ч — не менее 54, 23 км/ч — не менее 56 километров. При включенном климат-контроле (отоплении) эти показатели падают до 34,5/40/37,5 километров соответственно. Мощность двигателя (не более двух на электробус) должна при этом составлять не менее 190 л.с. (140 кВт).

У всех электробусов должна быть «боевая раскраска», говорящая всем о том, что это экологически чистый вид транспорта (не обращайте внимание на трубу на крыше — для показа ливреи «Мосгортранс» взял обычный автобус)

В требованиях к зарядным станциям указано, что при зарядке током до 500 ампер они должны обеспечить полную зарядку батарей электробуса за 24 минуты, на 50% — за 12 минут и на 10% — за 3 минуты.

Остальные требования к электробусам, в основном, такие же, как и к автобусам, включая системы видеорегистрации, оборудование техникой для высокоскоростной (3G/LTE) передачи данных, возможности установки спереди и сзади камер фиксации нарушений ПДД и так далее. Среди довольно экзотических: нанесение маркировки в виде логотипа «Мосгортранса» на шины. Также каждый электробус должен быть оборудован видеопанелью (на нее предполагается выводить данные по маршруту) с разрешением Full HD. Ах да, как и обещал город, электробус будет оборудован USB-зарядками. Правда, в техзадании оговаривается лишь минимальное их число: две на каждый экземпляр. А с учетом бесплатного WiFi в общественном транспорте розеток всем желающим может и не хватить…

Низкопольный, кругом экранчики — хай-тек скоро проберется в общественный транспорт Москвы

Аукцион должен пройти в электронной форме 22 февраля 2018 года. Первый электробус должен быть передан городу в конце июня, а полностью передать всю технику Москве победитель будет обязан до начала зимы этого года.

Фото: аукционная документация «Мосгортранса»

Подпишитесь на «За рулем» в