Lada Gnom на платформе Оки: все подробности

Машины, которые опередили свое время — в 1990-е они оказались никому не нужны.

Сегодня небольшие электромобили для курьерских или развлекательных функций все активнее входят в жизнь, особенно в регионах с мягким климатом. На АВТОВАЗе существовал подобный проект — об экспериментальных автомобилях линейки Гном / Эльф вспомнила корпоративная газета «Волжский автостроитель», побеседовав с дизайнером этих автомобилей, а впоследствии — и главным дизайнером завода Евгением Лобановым.

«Автомобили разрабатывались и изготавливались силами специально созданного творческого молодежного коллектива... мы действовали в рамках эксперимента, максимально используя личный творческий потенциал (во многом в нерабочее время), и без излишней опеки и контроля функционального руководства», — рассказал Евгений Лобанов.

Рабочая группа, в которую, помимо него, вошли Николай Тазтдинов, Владимир Ковтун, Андрей Любимов и Юрий Ларионов, разрабатывала модель под производство на российских оборонных предприятиях, в эпоху поздней перестройки переживавших не лучшие времена. Проект мини-автомобиля был дешевле выпускаемой тогда Оки. Технологии изготовления (закрепляемые на стальном каркасе пластиковые панели) не позволяли иметь по-настоящему массовое производство, но зато и не требовали дорогого оборудования.

Кстати, платформой с Гномом и Эльфом поделилась как раз Ока: у нее были позаимствованы пол, лонжероны, подвеска, щиток передка, рамка лобового стекла. Схема посадки — 2+2, причем сиденья машин официально оформлены как изобретения: заднее складное, а переднее — со смещенной в плечевую зону боковой поддержкой, что позволяло задним седокам «обнимать» спинки коленями. Предполагалось два варианта силовых установок — ДВС и электродвигатель.

«Методика производства кузовных панелей из пластика, которую мы опробовали, в дальнейшем получила свое развитие в автомобильном тюнинге, в производстве мелкосерийных модификаций Lada, в автоспорте. А еще Гном и Эльф стали первыми проектами ВАЗа, в которых мы попытались применить математическое моделирование поверхности кузовных деталей. В серийной продукции это было в дальнейшем успешно применено уже на проектах ВАЗ-2110, ВАЗ-2123, затем и на Калине», — говорит Лобанов.

Первый прототип Гнома построили в 1992 году, а открытый пляжный Эльф появился в 1996-м, причем та машина сразу выиграла престижное экологическое ралли в Монте-Карло. В рамках испытаний молодые специалисты не раз выезжали на набережную Тольятти, неизменно производя фурор среди местных жителей. Предполагалось, что машинами будут пользоваться как молодые неопытные водители, так и пожилые люди, которым ни к чему мощная и большая машина.

Верность этого предположения подтверждается и сейчас: восторги публики всех возрастов Лобанову, по его словам, до сих пор передают работники вазовского музея, где по-прежнему стоит один из уцелевших прототипов Эльфа. Всего было изготовлено около 10 автомобилей семейства Гном / Эльф. Инвестиций на производство таких машин в 1990-х ни у кого так и не нашлось...

Фото: «Волжский автостроитель»

Подпишитесь на «За рулем» в