Интервью с Виктором Кирьяновым

ГИБДД. Вернее, уже другой по своей структуре и функциям организации. И, уверен, не нужны будут стационарные посты ДПС в таком огромном количестве, как сейчас.

– Организация движения теперь поручена Минтрансу. Что вы уже предприняли?

– До недавнего времени выработка единой государственной политики в сфере организации дорожного движения на федеральном уровне была бесхозной. Считалось, что этим должны заниматься муниципальные власти. В мировой практике законодательную, нормативно-правовую базу разрабатывают на федеральном уровне. Правительство РФ в марте 2010 года «озадачило» этим именно наше министерство.Мы сформировали экспертную группу, которая принялась разгребать завалы. Скажем, эксперты шерстят Градостроительный кодекс, где не прописаны, например, вопросы организации парковок или привязок нового строительства к дорожной сети. В результате любой клочок земли застраивается жилыми, офисными или торговыми зданиями так, что люди смогут добраться туда разве что на вертолете. Вырастают огромные жилые районы, которые связаны с остальными частями города одной дорогой – пробки обеспечены! Сейчас нужно срочно вносить изменения не только в Градостроительный кодекс, но и в КоАП, законы «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и другие.

В ближайшее время мы планируем внести в Госдуму проект поправок в два федеральных закона, чтобы ограничить въезд в черту города автомобилей грузоподъемностью свыше 3,5 т в рабочее время, часы пик, праздничные и выходные дни. А кроме того, ограничить движение транзитного транспорта в пределах административных границ городов. Увы, местные власти в Москве и других российских городах не сумели (или не захотели) решить эту проблему – теперь ею занимаемся мы.

– Ситуация на российских дорогах тяжелая?

– Непростая, но удалось сократить смертность на дорогах. Это главная наша задача. Только за первые пять месяцев года благодаря принятым мерам удалось сохранить как минимум 750 человеческих жизней.Это результат работы не только ГАИ, но и органов власти на местах, общественных организаций, всех тех ведомств, которые решают задачи Федеральной целевой программы по безопасности движения.

– 85% аварий происходит по вине водителей. Как вы собираетесь их перевоспитывать?

– Мы продолжаем активно работать со всеми участниками дорожного движения. Проводим многочисленные акции: «Выпил – не заводись!», «Пристегни любимого» и т. п. На наш взгляд, они дали положительный эффект. Заказали несколько очень действенных роликов, которые крутили по телевидению и в кинотеатрах перед сеансами. Скажете, это, мол, разовые события на недельку-другую, отчитался и забыл? Отнюдь! Это стройная воспитательная программа, без срока окончания.Нарушений ежегодно выявляем 50 млн. с лишним. Это огромная цифра. Мы, естественно, хотели бы, чтобы она уменьшилась в разы. Одними наказаниями дела не поправить. Поэтому призываем в союзники всех водителей: только вместе мы сможем изменить ситуацию на наших дорогах.

– Какие нарушения сегодня больше всего вас беспокоят?

– Прежде всего связанные с выездом на полосу встречного движения, который происходит, как правило, с превышением допустимой скорости. Результат ужасный: в таких авариях погибает каждый третий! Уже в двух десятках российских регионов действует система видеофиксации, и вполне успешно. С этого года, кроме нарушений скоростного режима, с помощью технических средств будет регистрироваться и выезд на встречную полосу.

– В последнее время прогремело множество скандальных историй об авариях с участием авто с мигалками. Что делать с «неприкасаемыми» на дорогах?

– Некоторые водители, получив машину со спецсигналами, решили,что на дороге им все дозволено. Считаю, что таких надо наказывать не менее строго, чем всех прочих. Не приветствую акции «синих ведерок», но я и против того, что на дорогах появляются избранные. Даю указания сотрудникам останавливать нарушителей, даже если они с мигалками, и, если нарушения грубые и без серьезной причины, наказывать их по закону.

– Нам обещали, что в ГИБДД начнутся реформы. Чего ожидать?

– В соответствии с указом президента и приказом нашего министра план реформы дорабатывается (причем с участием общественности) и будет обнародован в ближайшие месяцы. О некоторых пунктах вы знаете, например о том, что часть функций ГИБДД будет передана другим организациям, как избыточная. Скажем, речь идет о проведении техосмотра.

– Как вы оцениваете сегодняшнее положение с безопасностью на российских дорогах?

– За последние годы произошло довольно много положительных перемен в этой сфере. Во-первых, активно менялось законодательство. Во-вторых, лучше шла работа с населением. Уверявшие, что ужесточение наказаний для нарушителей приведет к тотальной коррупции, оказались неправы. За год в стране задерживают до полумиллиона пьяных водителей и составляют на них протоколы. Мне кажется, пошел позитивный процесс. Хотя до совершенства еще далеко.

Работает Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения – несмотря на то, что финансируется сегодня лишь на 40%. Мы говорим о необходимости реформы МВД. ГИБДД – часть министерства, где реформы уже реально запущены. Кому-то они нравятся, комуто нет, но позитивные сдвиги налицо. В том числе и в обстановке на дорогах. Согласитесь, водители реже выезжают на встречку, они чаще пристегиваются ремнями безопасности и возят детей в детских креслах. Перестали лихачить, и средняя скорость на дорогах снизилась. Меньше стало пьяных за рулем. Значит, можно работать в рамках существующего правового поля.

А как вы относитесь к предложениям коллег по Госдуме сделать ПДД федеральным законом? Говорят, депутаты смогут быстрее реагировать на изменение ситуации на дорогах, вносить необходимые коррективы...

– У нас уже есть один закон – «О безопасности дорожного движения». Новый закон о ПДД будет его дополнять, дублировать? Кто станет надзирать за его исполнением? ГАИ по своему правовому статусу не сможет. Значит, вылавливать нарушителей должны будут прокуроры? Штат этого ведомства придется раздуть в сотни раз. Смешно! Кроме того, суды и так завалены административными делами, связанными с нарушениями ПДД, – ежегодно по 50 млн. рассматривают. А теперь, поскольку речь в любом случае будет идти о нарушении закона, абсолютно все дела, включая возбужденные из-за непристегнутых ремней, надо пропускать через суды. Да они утонут под этой лавиной!

Давайте представим, что мы всетаки пошли на такой шаг, сломали систему. Понятно, она раздражает многих. Во сколько обойдется бюджету такая затея? Суммы выйдут немалые. Для дефицитного бюджета это чересчур.

Мне кажется, на проблему стоит взглянуть пошире. Разработать рамочный закон «О дорожном движении», который включал бы в себя существующий федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и ПДД, а также выстраивал современную систему надзора за их соблюдением, определение порядка наказания. Такой вариант больше соответствует сегодняшним требованиям и материальным возможностям. Нам денег и так едва хватает даже на содержание дорог, я уже не говорю о новом дорожном строительстве.

Подпишитесь на «За рулем» в