Навигаторы-2: тупиц в Европу не бери

С какими системами ориентации путешествовать по собственной стране, мы разобрались. Теперь о том, с какими программами не увязнешь на дорогах стран СНГ, что западнее нас, а также Старого Света.

Нам нужна любая заграница

Территории стран бывшего СССР производители навигационных программ освоили неплохо. Путешествующим по Украине посоветую воспользоваться «Навителом». Здесь неплохо ориентируют местные, украинские системы, например, киевской компании «Визиком», а также венгерская iGo.

GPS-навигатор с картой «Визиком» на дисплее

Белоруссия и Казахстан – «вотчина» того же «Навитела». Прибалтику и Финляндию лучше других знает «СитиГИД» (географическое положение разработчиков обязывает). В этих странах можно пользоваться и iGo. Карту Финляндии недавно предложил «Навител», однако ее детализация и точность не для всей территории страны идеальна.

01.jpg Коробочная версия карты «Финляндия» для «Навитела»

С Западной Европой сложнее. У нас в продаже вы не подберете ни одну по-настоящему универсальную навигационную систему, которая обеспечила бы компетентную до мелочей навигацию на всем пути «из варяг в греки». Собственно, ситуация такова: программы, «знающие» все в России, не сильны в странах Старого Света. И наоборот, разработанные «там» программы великолепно ориентируются в государствах Евросоюза, но посредственно работают у нас. И что нам делать?

Хоть залейся!

Есть два выхода. Можно вооружиться Garmin’ом или системой iGo (это лидер европейского навигационного рынка), но докупить дополнительно карты тех стран, в которые направляетесь. В этом случае, как уже упоминала, полезно (потому что удобно) приобрести навигатор, в который можно «залить» несколько программ (прежде всего, имею в виду «коробочку» Lexand). Едем по России – включаем одну систему, по Украине – другую, по Европе – третью. За границей кто-то купит местную программную разработку — и ее можно «вживить». На обратном пути реверсивно переключитесь, не меняя «железку».

02.jpg Меню выбора навигационных систем, реализованное в навигаторах Lexand

Другой вариант – со смартфоном-коммуникатором. В него можете установить ту же iGo с картами страны посещения. Возвращаясь, просто удалите из устройства потерявшую актуальность программу.

Ты же не Чапаев…

Нельзя исключить, что в стране посещения почему-то понадобится приобрести навигатор на месте. Если так, посоветую купить 100-долларовый (на более дорогой тратиться нет смысла) с предустановленными картами местности. У него есть единственный недостаток для тех, кто, как Чапаев, языков не знает, – аппарат, скорее всего, нерусифицированный. Когда же вы в состоянии понять голосовые подсказки или готовы научиться их переводить (что не сложно сделать с небогатым словарным запасом коробочки), и уж тем более, если Европу собираетесь навещать еще не раз, то покупка принесет облегчение: отдельный автонавигатор, знающий каждый уголок континента, — вещь крайне удобная. И кстати, в «иностранный» прибор при желании можно попытаться установить российскую навигационную систему — часто такая возможность существует. Хотя система многих импортных навигаторов «залочена» (закрыта) под собственную программу, нашенские умельцы, даже те, что обитают на рынках-развалах электроники, обходят и не такие ограничения.

02-1.jpg Немецкие навигаторы Navigon с одноименной навигационной системой – неплохой вариант для Европы

Нельзя ли подправить фейс?

Окажем заботу и внимание неподготовленным потребителям.

Если вы уже владелец автонавигатора, к вам наверняка обращались друзья/родственники/знакомые с просьбой помочь выбрать подарок для папы/дяди/мамы/сестры. Напомню: для неискушенных важен принцип «чем проще, тем лучше».

Рекордсменом по части простоты интерфейса и управления с давних пор считают систему iGO (для нее, кстати, предлагают весьма неплохие и часто обновляемые карты городов России). Не так давно в один ряд с нею встал сервис «Прогород» (пользователи прозвали его «русским iGO»). Кроме них, не так уж сложно изучить «СитиГИД».

Интерфейс же «Навитела» следует отнести к не самым удачным. По мнению многих экспертов и журналистов, он перегружен, запутан и требует привыкания. Если говорить о телефонной версиях, то ее создатели в свое время не озаботились оптимизацией виртуальных элементов управления программой для iPhone: версия для смартфона Apple выглядела почти так же, как версия для коммуникаторов на базе Windows Mobile, хотя идеология этих операционных систем совершенно разная.

03.jpg / 04.jpg Настоящий iGo (слева) и его «русский брат» – «Прогород». Обратите внимание: в зарубежной разработке дома плоские, а в российской – объемные

Умный в пробки не пойдет

Пару слов про модные нынче «пробочные» сервисы. Да, системы оповещения о дорожных заторах во многих ситуациях облегчают жизнь автолюбителей, однако работают далеко не во всех городах. И не во всех работают так, как хотелось бы пользователям. А жителям городов с населением до полумиллиона человек «пробочные» сервисы не очень-то и нужны. Здесь масштабы дорожных заторов невелики и предсказуемы: местным автовладельцам нетрудно выучить их на память.

Ситуация с сервисами «пробок» для городов-миллионников складывалась весьма любопытно.

Год назад портал пользователей GPS-навигации (www.gps-club.ru) провел независимое тестирование большинства представленных в России навигационных систем в условиях рекордных московских пробок – в пиковые часы предновогоднего тотального «замри!».

Результаты оказались неожиданными. Водители, которые пользовались претендующими на лидерство «Навителом», «СитиГИДом» и Garmin, показали результаты хуже тех, кто ездил с системами без «пробочных» сервисов («Прогород» и TomTom). Через год эксперимент повторили. «Отстающие» сервисы стали работать лучше – в этот раз водители-тесторы, пользовавшиеся различными системами, пришли к финишу одновременно (разница в результатах – в пределах статистической погрешности). Так что смело полагайтесь на нынешние возможности «пробочной» функции!

Читаем пробки: год назад и теперь

Хронометраж испытаний в 2009 году.

Результаты, полученные в конце минувшего года.

Код — в мусоропровод

Несколько простых советов будущим пользователям. Как ни банально это прозвучит, внимательно читайте инструкцию по эксплуатации. И не выбрасывайте «бумажки» из комплекта! Обидно будет узнать, что пароль, по которому можно получать обновленные карты, вы благополучно спустили в мусоропровод.

Большинство производителей, как правило, старается максимально упростить процедуру обновления и самой программы, и карт. (Правда, не все: обновление «Навитела» — не самая простая процедура, подчас головоломная даже для искушенных пользователей.) Для этого требуется компьютер, подключенный к интернету. Вовремя вспомните, что в комплекте с автонавигатором вы получили диск с программой, которая помогает провести обновление. В подавляющем большинстве случаев новые карты можно закачать и вручную — подключив навигатор к компьютеру и скопировав нужные файлы.

Идеала нет! Но можно жить и без него

Подытожим. Идеальной навигационной системы — вот это запомните хорошенько — не существует. По меньшей мере, пока. Какие-то функции лучше реализованы в одной, какие-то – в другой или третьей. Какая-то бывает лучшей для определенного уголка страны. Ну, а увлеченным путешественникам есть смысл запастись несколькими. Иначе однажды можно очутиться на околице глухой деревни, а у вас навигационная система без карты этой местности, зато «с бантиком» — поддержкой «Пробки». Смешно? Это читать смешно, но не до смеха тому, кто купил первый попавшийся навигатор...

Подпишитесь на «За рулем» в