Автокредитование: Мошенников заложат

Не дожидаясь принятия закона о регистрации залогов, Национальное бюро кредитных историй собирается предоставлять информацию о том, не заложен ли покупаемый автомобиль по банковскому кредиту

Многие автовладельцы уже сталкивались со схемой, когда, казалось бы, «чистый» автомобиль вдруг оказывается в залоге у банка. При отсутствии регистрации залогов единственный документ, который доказывает право банка на машину, – это ПТС, остающийся в банке. Само же транспортное средство – собственность покупателя и регистрируется на его имя. Но мошенники заявляют в ГАИ об утере ПТС, получают дубликат и продают автомобиль, не выплатив кредит. Выкручиваться же добросовестному приобретателю из такой ситуации непросто – получить информацию о заложенной машине может только сам заемщик или его кредитор.

Между тем в 2005 году по инициативе Ассоциации региональных банков было создано Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Тогда в России был кредитный бум: в заем можно было купить практически все – от бытовой техники до автомобилей и особняков. Зачастую деньги выдавались без должной оценки залогового имущества и платежеспособности клиентов, возрастала доля невозвратов. Чтобы снизить риски для банков и создать информационную базу заемщиков, и организовали НБКИ. Сегодня база содержит более 41 млн историй юридических и физических лиц и постоянно пополняется. Пора ею воспользоваться. Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков уже вносил в Госдуму законопроект о регистрации залога транспортных средств и предлагал, чтобы это делала ГИБДД. Но, видимо, этот документ был поглощен законопроектом «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества», который обязывает заемщика кредита уведомлять уполномоченное бюро кредитных историй о том, что определенное движимое имущество передано под залог или обременено иным образом (на него обращено взыскание или наложен арест). Правильный закон, логичный. Но до сих пор не принят.

Тем не менее НБКИ, уже сейчас обладая информацией о 200 тысячах машин, проданных в кредит (это примерно треть от общего количества кредитных авто), готово раскрывать эту информацию. Получить «кредитную историю» будущей покупки можно будет обратившись либо в само бюро, либо к его агентам. Как сообщил гендиректор бюро Александр Викулин, впоследствии планируется и вовсе предоставлять информацию через сайт бюро по VIN-номеру автомобиля.

ЗАКОН ОБЯЖЕТ УВЕДОМЛЯТЬ БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ О ТОМ, ЧТО ИМУЩЕСТВО ПЕРЕДАНО ПОД ЗАЛОГ

А вот мнение гендиректора другого крупного бюро кредитных историй (БКИ), «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олега Лагуткина:

– Есть вероятность, что закон вообще не будет принят. Потребителей интересует ключевая информация – в залоге автомобиль или нет. Эти данные не относятся к персональным, следовательно для их предоставления специальный закон как бы и не нужен. Другое дело, если кто-либо запросит сведения о том, в каком банке взят автокредит, когда и кем – тогда требуются нормативные изменения. Правильнее было бы сделать единую государственную базу движимых залогов, а коммерческим БКИ дать право продавать доступ в эту базу.

Инициативу мы попросили прокомментировать и начальника управления кредитования Смоленского Банка Светлану Богданову:

– Банки в любом случае будут только за принятие такого закона, так как эта информация должна будет предоставляться и банкам тоже. Залог является обеспечением по кредиту, а снятие рисков по выдаваемым кредитам – основная задача банков. Что касается частных лиц, получение информации по приобретаемому автомобилю – давно назревшая необходимость. Сейчас многие автомобили приобретены в кредит. И сведения о том, находятся ли они в залоге у банков, защитят людей от недобросовестных продавцов. С другой стороны, обязательным условием предоставления такой информации должно стать ее постоянное обновление Национальным бюро кредитных историй, дабы избежать недостоверных сведений по автомобилям, выставленным на продажу.

На мой взгляд...

– Идея может быть реализована, когда и если заработают те самые уполномоченные кредитные бюро. То есть не завтра. У многих нет ни схемы взаимоотношений с банками, ни возможности поддержания единой базы, со стороны клиента процедура обращения за кредитной историей не выстроена. И крайним снова останется добросовестный приобретатель, который должен будет или выплатить кредит, или передать автомобиль банку…

Елена Шитикова, редактор

Подпишитесь на «За рулем» в