Опции: как получить больше, а заплатить меньше

Когда автомобиль продается по схеме: «голая» стандартная комплектация плюс опции на выбор за доплату, его базовая цена еще ни о чем не говорит. Дополнительное оборудование может оказаться настолько дорогим, что реальная цена будет на 25–50% выше той, что озвучивается в рекламе.

Казалось бы, какая разница – купить автомобиль с фиксированным набором оснащения или дополнять базовую комплектацию в индивидуальном порядке? Второй вариант даже удобнее – вы можете выбирать опции по своему усмотрению. В фиксированной же комплектации всегда чего-то не хватает, а за что-то ненужное, наоборот, приходится платить. Вот только дело в том, что каждая опция, если заказывать ее отдельно, стоит существенно дороже, чем когда она входит в готовую комплектацию или фиксированный пакет опций. В Европе практикуются оба подхода. Местные фирмы работают по «розничной» схеме, а японские и корейские – по «оптовой».

Но в Европе соотношение курсов валют мало влияет на стоимость товаров. Йена и доллар могут сколько угодно взлетать и падать относительно евро, но при этом в той же Германии соотношение цен на «Гольф» и «Мазду-3» остается примерно одинаковым. В России связь между курсом валюты и ценами на товары прямая. Вот и получается, что «Мазда-3-1,6-Туринг» за 666 000 руб. – это самодостаточно оснащенный автомобиль, а «Гольф-1,6-Трендлайн» за 603 000 – некая стартовая площадка, которая в таком виде никому не нужна. В более-менее приемлемой для покупателя комплектации «Гольф-1,6» стоит 700–710 тыс. руб.

Понимая, что с такими ценами много не наторгуешь, европейцы стали практиковать в России «оптовую» схему. «Мерседес-Бенц» и БМВ разработали фиксированные комплектации, от которых не отступить ни на шаг. Большинство других фирм, в частности «Ауди», нашли более разумный компромисс, включив в базовую комплектацию наиболее популярные опции (тем самым понизив их стоимость) и попутно сократив количество заказных. И даже самые «стойкие» фирмы, такие как «Фольксваген», «Шкода» и «Опель», с началом российской сборки части своих моделей стали предлагать выгодные по цене пакеты оборудования.

Как выбирать дополнительное оснащение, чтобы цена автомобиля не оказалась слишком высокой? Дорогие модели люкс- и бизнес-класса оставим в покое – покупатели таких машин заплатят столько, сколько сочтут нужным. Рассмотрим более доступные автомобили до среднего класса включительно. Помимо общих правил приведем для примера несколько наиболее популярных опций, стоимость которых может существенно различаться. Сколько они должны стоить, чтобы их можно было заказывать?

Брать только необходимое

Это первое и главное правило. Запомните: дополнительное оборудование обесценивается значительно быстрее базового автомобиля. Поэтому деньги, потраченные на оснащение сверх необходимого, можно считать зарытыми в землю. И пусть вас не смущает, что в автомобиле не окажется каких-то общепринятых вещей. Конечно, машину без автоматической коробки передач, кондиционера, обогрева передних сидений и электропривода зеркал впоследствии будет труднее продать (либо придется предложить существенную скидку), но такие излишества, как диски из легкого сплава, кожаный салон (для демократичных моделей) и чрезмерно дорогая акустика, вряд ли заставят второго покупателя пошире раскрыть свой кошелек. Еще лет пять назад из-за курсовой разницы валют существовало неписаное правило: европейские автомобили стоят на 15–20% дороже японских. Сегодня не все так однозначно, и все же если вы решились на «европейца», заказное оборудование для него надо выбирать очень взвешенно.

Пакеты – это выгодно

Для многих европейских моделей предлагаются пакеты опций, в которых каждая позиция обходится существенно (до 70%) дешевле, нежели заказанная отдельно. Выбор допоборудования надо начинать именно с изучения состава и просчета стоимости пакетов. Пример выгодного использования пакетов вы можете найти в прайс-листе «Опеля-Мерива». Пакет «Энджой», где собраны диски из легкого сплава, климат-контроль, сигнализация и бортовой компьютер, стоит 25 000 рублей. В то время как по отдельности опции обошлись бы на 46% дороже – 36 500 руб.

Зачастую пакеты выгодны даже в том случае, если некоторые входящие в них вещи вам не нужны. Например, для «Инсигнии-2,0 CDTI» вместо покупки опций в розницу можно заказать щедрый пакет «Бизнес эдишн» за 103 000 рублей, в котором есть кожаный салон, электропривод сиденья водителя, биксеноновые адаптивные фары, навигация, парктроник, датчики давления в шинах, цвет «металлик» и еще несколько вроде бы ненужных мелочей. На первый взгляд кажется, что можно ограничиться менее дорогими пакетами «Драйвер» (45 000 руб.) или «Космо плюс» (80 000 руб.), а из «Бизнес эдишн» выборочно взять по паре-тройке позиций, не переплачивая за излишества. Но при таком подходе экономишь 25 000–50 000 руб. (в масштабе цен «Инсигнии» это совсем немного), а оснащения недополучаешь на 100 000–130 000 руб. Получается, выгоднее взять самый дорогой «Бизнес эдишн» – пусть даже с некоторыми излишествами.

Что есть дорого, а что не очень

Общий уровень цен на допоборудование для того или иного автомобиля проще всего определить в сравнении с ближайшими конкурентами. Например, среди немецких моделей «гольф»-класса «Фокус» и «Астра» в целом выглядят ощутимо дешевле «Гольфа». Бегло изучив прайс-листы на эти машины, к такому выводу прийти несложно. Однако будьте внимательны. В списке заказного оборудования для каждой из них можно найти как неожиданно дешевые, так и неоправданно дорогие позиции. Поэтому степень полезности каждой надо соотносить с ее ценой.

Например, простейший кондиционер для «Гольфа» стоит просто безумных денег – 42 810 руб. А 2-зонный климат-контроль – всего на 6 690 руб. дороже. Конечно, по меркам «гольф»-класса это тоже дорого. Но если уж выбирать между ними, лучше переплатить за «климатику». Зато датчик давления в шинах (пусть простой, косвенного измерения, через ABS) для того же «Гольфа» за 1 740 руб. – просто подарок. За такие деньги его можно заказывать не задумываясь.

Другой пример. Пробежавшись по списку в целом недорогого оборудования «Астры», натыкаешься на задний парктроник за 12 000 рублей. С какой стати за четыре датчика «Астры» надо отдавать 12 000, когда восемь датчиков на обоих бамперах более престижной «Инсигнии» стоят 16 тысяч?

Автоматическая коробка передач

Современные крупные города по нарастающей аккумулируют пробки, а потому в последние пять лет спрос на автомобили с АКП неуклонно растет. Дошло до того, что, к примеру, «Мерседес-Бенц» почти прекратил поставку в Россию легковушек с механической коробкой. Так что, вполне может статься, что сэкономленные на коробке передач деньги могут сыграть злую шутку при последующей перепродаже через три года – скажем, найти покупателя на «Хонду-Джаз» или «Фольксваген-Гольф» с МКП весьма сложно, может не помочь даже существенный дисконт.

Сколько стоит?

«Пежо-107» 23 000

«Мазда-3» 30 000

«Тойота-Королла» 32 000

«Рено-Логан/Сандеро» 34 000

«Шевроле-Круз» 34 500

«Опель-Астра» 35 000

«Фольксваген-Гольф» 64 000

«Фольксваген-Пассат» 70 000

«Ауди-А1» 71 000

БМВ X3 111 646

Сигнализация

Бытует мнение, что заводская охранная система не сравнится с той, которую поставят на месте специализированные фирмы. Но, как правило, по цене установка таких систем может достигать 10% от стоимости автомобиля, что не каждому по карману. Обычно новоиспеченные владельцы останавливают свой выбор на так называемых стоковых, весьма распространенных сигнализациях, которые с установкой обходятся им в 10 000–20 000 рублей. Стоит лишний раз напомнить, что вмешательство в сложную электронику современных автомобилей, использующую вместо километров проводов многоцелевую мультиплексную проводку, может привести к постоянным сбоям установленной на стороне сигнализации. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем заказывать охранную систему на заводе – с гарантийным ее обслуживанием проблем точно не возникнет, да и переживать за машину сразу после покупки не придется.

Сколько стоит?

«Шевроле-Круз» 4400

«Опель-Мерива» 5000

«Ситроен-С5» 12 000

«Фольксваген-Пассат» 13 800

«Ауди-А1» 16 116

БМВ-X3 23 315

«Фольксваген-Туарег» 24 930

«Ауди-А4» 24 960

БМВ 3-й серии 25 308

«Мерседес-Бенц» А-класса 27 621

Окраска «металлик»

Она требует доплаты почти для всех европейских моделей. Вопрос – сколько платить? Суммы 8 000–12 000 рублей для моделей «гольф»-класса и 12 000–15 000 – для среднего класса находятся в пределах разумного. Но когда за металлик для «Гольфа» предлагают выложить 15 430 руб., это уже воспринимается с меньшим энтузиазмом. Ведь «металлик» не делает автомобиль более безопасным, мощным или комфортабельным. Поэтому если вы готовы дополнительно отдать такие деньги, на них лучше купить более полезную опцию, а для окраски кузова присмотреть базовую эмаль.

Сколько стоит?

«Шевроле-Лачетти» 9400

«Опель-Астра» 10 000

«Форд-Фокус» 10 000

«Шкода-Октавия» 11 400

«Фольксваген-Туран» 12 350

«Фольксваген-Пассат» 18 940

«Фольксваген-Туарег» 25 760

«Ауди-А3» 34 350

«Вольво», все модели 39 900

«Ауди-А4» 44 304

Кондиционер и климат-контроль

Когда их предлагают за доплату, кондиционер (см. цены в таблице) для моделей классов С и D должен стоить 20 000–25 000 руб., а климат-контроль – 30 000–35 000 (или процентов на 40 дороже). Соответственно, если кондиционер есть в базе, за «климатику» резонно переплачивать не более 15 000. Когда разница в цене меньше (у того же «Гольфа» всего 16%), выгоднее брать «климатику». В пользовании она значительно удобнее кондиционера.

Сколько стоит?

«Опель-Астра» 15 000

«Рено-Логан/Сандеро» 22 000

«Опель-Корса» 25 000

«Ситроен-С3» 26 000

«Шевроле-Нива» 29 000

«Форд-Фокус» 29 800

«Фольксваген-Поло» 36 410

«Ситроен-Берлинго» 41 300

«Фольксваген-Гольф» 42 810

БМВ 1-й серии 51 075

Кожаный салон

Привлекательность кожи во многом зависит от ее качества и от количества дополнительных опций, которые могут входить или не входить в стоимость. Если вам предлагают заплатить, скажем, 50 000–70 000 за одну только кожу – это одно. А когда в эту сумму входит обогрев и электроприводы регулировки кресел, картина получается совсем другой. Но для моделей «гольф»-класса и ниже кожаный салон в любом случае выйдет слишком дорогим. Он становится более-менее оправданным относительно стоимости базовой машины начиная с бизнес-класса.

«Опель-Астра» 35 000

«Опель-Инсигния» 45 000

«Ситроен-С5» 70 000

«Ауди-А3» 72 558

«Фольксваген-Сирокко» 74 450

БМВ 1-й серии 82 949

«СЕАТ-Леон» 84 650

БМВ 3-й серии 95 788

«Ауди-А4» 99 372

«Фольксваген-Туарег» 129 500

Диски из легкого сплава

Реальной пользы от них почти никакой. Но при заказе машины для себя любимого красивые диски хотят получить многие. И на этом автомобильные фирмы любят спекулировать. Допустим, 4 литых 15-дюймовых диска вместо стальных того же диаметра стоят в среднем 20 000–25 000 рублей. То есть за такие деньги машина как была на четырех колесах, так и останется на четырех. Только вместо стальных они будут из легкого сплава.

А ведь за те же деньги в магазине можно купить четыре литых колеса от известных европейских фирм (не турецких, не тайваньских). Штатные же диски с колпаками остаются при вас, и их можно использовать для зимних шин. Учитывая, что четыре стальных колеса с колпаками стоят 12 000–15 000, переплата за литые того же радиуса не должна превышать 10 000–15 000. Если вместо стальных колес 15'' с завода предлагаются литые 16'', за них можно отдать максимум 25 000. В противном случае выгоднее к штатным штампованным с колпаками докупить неоригинальные литые.

Сколько стоит?

«Опель-Астра» 12 000

«Рено-Символ» 14 300

«Ситроен-С3» 17 000

«Рено-Меган/Флюэнс» 17 600

«СЕАТ-Леон» 18 990

«Фольксваген-Пассат» 21 210

«СЕАТ-Ивиса» 22 790

«Опель-Инсигния» 26 000

«Фольксваген-Туран» 27 320

БМВ 1-й серии 39 630

Парктроник

Для крупного города он, несомненно, полезен. И если парктроник вам нужен, а заводской для двух бамперов стоит в пределах 20 000 руб., однозначно заказывайте.

Конечно, безымянный китайский или тайваньский радар можно установить дешевле – тысяч за пять-семь. Но работают они, как правило, хуже штатных. В частности, боятся воды и грязи. Если же устанавливать на месте заведомо качественный парктроник – например, фирмы «Бош», – он едва ли окажется дешевле заводского.

Сколько стоит?

«Опель-Мерива» 14 000

«Опель-Инсигния» 16 000

«Фольксваген-Гольф» 17 110

«Вольво-S60/XC60» 29 900

«Фольксваген-Туарег» 30 280

«Ауди-А1» 33 820

«Ауди-А3» 37 603

БМВ-X3 37 826

БМВ 1-й серии 39 157

«Мерседес-Бенц» А-класса 46 572

Подпишитесь на «За рулем» в