Как проехать на остров Крым

Когда 35 лет назад Василий Аксенов написал свой знаменитый роман, он представить не мог, что во многом окажется пророком. Увы, сегодня Крым стал почти островом. А ведь на носу курортный сезон! Как сегодня попасть в новый регион России, бывший некогда главной черноморской здравницей Союза?
Керченский пролив. Пока без моста. 022-

По официальным данным, в прошлом году Крым принял 5,9 млн туристов (реально – примерно на 20% больше). Из них около 70% – граждане Украины, 26% – россияне.

По сведениям крымского министерства курортов и туризма, в 2013 году лишь 6,5% туристов добирались на полуостров самолетом, 67,5% приехали на поезде, 18% – на личном автомобиле, 8% – на автобусе. Пока (во всяком случае, в начале мая) поезда из России до Симферополя и Феодосии ходили, но паспортный и таможенный контроль на границе многократно усилился.

Ехать на своей машине куда более рискованно. Еще в конце апреля в Ассоциации туроператоров России (АТОР) водителям настоятельно рекомендовали следовать через территорию Украины только автокараваном из нескольких машин – так безопаснее. По возможности не останавливаться на ночь в украинских кемпингах и гостиницах (до чего дошло!), не заезжать в города. А позже руководители АТОР посоветовали вовсе не ездить на Украину на машинах с российскими номерами – в силу понятных причин.

ТОЛЬКО САМОЛЕТОМ МОЖНО ДОЛЕТЕТЬ

Обещают, через три года здесь будет современный мост. Или туннель?

Похоже, главная дорога на курорт в этом году будет пролегать по воздуху. Власти обещают организовать десятки ежедневных авиарейсов из основных городов России в Симферополь, причем установить щадящие цены. Это хорошо, но перебросить по воздуху миллион-полтора туристов не получится.

На случай проблем с железнодорожным транзитом через Украину уже разработан обходной маршрут – дополнительные поезда направят по российской территории в Краснодар и Анапу. Там пассажиры пересядут в автобус и доедут до берега (порты Кавказ или Анапа). После паромной переправы уже другой автобус довезет непосредственно до места отдыха в Крыму. Рассчитаны семь логистических маршрутов: до Симферополя, Севастополя, Евпатории, Ялты, Феодосии, Судака и Керчи. Причем, как уверяют в российском Минтрансе, нигде не придется долго ждать пересадки.

«Единые» уже продаются в железнодорожных кассах. Они дешевле билетов на самолет. Например, поездка из Москвы в Крым обойдется в 2750 рублей: 2450 рублей стоит билет в плацкартном вагоне, еще 350 рублей нужно отдать за «мультимодальную доставку» автобус-паром-автобус по маршруту Анапа – Симферополь. Цены на доставку в другие города Крыма разнятся незначительно. А вот билеты через Краснодар подороже: например, путь до Симферополя обойдется уже в 750 рублей.

Но нас больше волнует, можно ли добраться до Южного берега Крыма на личном автомобиле. В прошлом году таким манером туда попали на отдых примерно 300 тыс. россиян – а как быть сегодня? Увы, пока гарантирован только один путь – через Керченский пролив на пароме, и он таит в себе целый ряд проблемных мест.

Во‑первых, перегруженная на некоторых участках трасса М4 «Дон».

Во‑вторых, пока все очень плохо организовано и на паромной переправе. В начале мая из порта Кавказ в порт Крым через Керченский пролив три парома ежесуточно выполняли каждый по 16 рейсов в одну сторону и 16 – в другую. Интервал – полчаса. Один паром вмещает около 800 пассажиров, от 20 до 30 легковых автомобилей и до 10 автобусов. К лету обещали пустить еще одно судно. Помогает и армия. Работники порта Кавказ говорят: к сожалению, резко увеличить количество паромов и рейсов не получится – не хватит портовых мощностей. Чтобы сократить очереди, власти ищут возможность запустить паромы в другие порты – Феодосию, Ялту.

Как известно, наши люди умеют наладить бойкий бизнес на ровном месте, поэтому не стоит удивляться, что местные жители активно продают места в очереди на паром. Конечно, в этом случае переправа обойдется дороже (сейчас такса за перевоз легкового автомобиля в одну сторону – 1600 рублей). Одно радует: очереди среди пассажиров‑«безлошадников» нет вовсе. Восемьсот человек на пароме – более чем достаточно. Билет в один конец стоит 160 рублей.

МОСТ ДЛИНОЙ В 200 ЛЕТ

Скорее всего, транспортный переход пройдет так.

Идея моста через Керченский пролив носилась в воздухе давно, проекты известны с начала ХIХ века. Однажды мост даже построили – в конце Отечественной войны; материалы для него завезли немцы, а достраивали уже наши. Но тот мост оказался ненадежным: первый же ледоход снес половину опор (сохранилась одна, возле Керчи). В постсоветские годы между Россией и Украиной было подписано аж восемь разных межправительственных документов, однако дальше эпизодических изыскательских работ и эскизов дело не пошло: все время вмешивалась политика.

Но вопрос сдвинулся с мертвой точки: президент России распорядился до 1 ноября этого года завершить инженерные изыскания и разработать технико-экономическое обоснование строительства транспортного перехода через Керченский пролив. И сразу должны начать стройку. Займется ею государственная компания «Автодор», и уже идут разговоры о привлечении китайской строительной корпорации.

Переход появится дай бог года через три. Пока никто не может со стопроцентной уверенностью сказать, каким он будет. Не вполне изучена геология дна пролива (пески все время перемещаются); кроме того, здесь очень сильное течение, ветры, весной случаются сильнейшие ледоходы… В этом районе высокая сейсмоопасность – случаются землетрясения до 8 баллов. Надо еще просчитать все транспортные потоки – и сегодняшние, и будущие.

Пока даже не решено, строить мост или туннель. А может, выгоднее насыпать дамбу с разводным мостом, оставив небольшой проход для судов? Еще неясно, в какую сумму обойдется строительство (называют самые разные цифры – от 50 млрд до 150 млрд рублей), из какого источника оно будет финансироваться.

И не надо забывать, что переход потребует современных подъездных путей. Речь идет не только о необходимости построить обход Новороссийска (сейчас транспорт идет через город) и реконструировать трассу М25 (Новороссийск – порт Кавказ). Вероятно, в ближайшие годы понадобится строить совсем новую дорогу к порту Кавказ – от Краснодара через Абинск.

Лишь после того, как будут завершены все эти работы, путешествие на автомобиле из Краснодарского края в Крым станет по-настоящему приятным.

ПОЧЕМ БЕНЗИНЧИК?

Виталий Воронин

После того как Крым был присоединен к России, в украинских СМИ настойчиво муссировались слухи о том, что скоро на полуострове закончится автомобильное топливо, поскольку завоз нефтепродуктов прекращен. Паники не было, но многие крымчане все же затарились «под пробку», не забыв и про пустующие в гаражах канистры.

Бензин из продажи не исчез, поскольку Феодосийская нефтебаза исправно снабжала топливом основные АЗС Крыма. Более того, в последние недели топливо стало появляться и на маленьких безымянных заправках, причем расплатиться за него можно как гривнами, так и рублями.

Многие АЗС переходят на торговлю топливом российского производства, и именно его предпочитают местные автомобилисты (это АЗС ЛУКОЙЛ и ТЭС). И если на Украине цены на автомобильное топливо всегда были на 25–30% выше, чем в России, то крымские цены постепенно пошли вниз. Разброс цен на разных АЗС довольно велик и достигает порою 11 рублей за литр.

Подпишитесь на «За рулем» в