Бензин дорожает из-за падения рубля

Оптовые цены на бензин с начала года начали расти на фоне падения рубля и сезонного снижения спроса на нефтепродукты. Пока эта тенденция коснулась лишь владельцев независимых сетей АЗС, которые предупреждают об угрозе очередного дефицита бензина, тем не менее в правительстве считают, что рост не будет резким.

Как пишет сегодня газета «Коммерсантъ», стоимость бензина АИ-92 с начала года выросла в опте в среднем по стране на 5%, до 31,8 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 3,2%, до 33,9 тыс. руб. Причиной этому стало увеличение объемов экспорта нефтепродуктов: в декабре—январе они оказались максимальными за последние два года. При этом активно экспортировали все крупные компании без исключения. Привлекательность поставок нефтепродуктов за рубеж, в свою очередь, выросла в связи с сезонным снижением спроса внутри страны и ослаблением рубля — национальная валюта с начала года потеряла свыше 6% к доллару и евро.

Как отмечает издание, увеличение оптовых цен на высокооктановый бензин в итоге привело к росту спроса и волнениям среди независимых участников рынка нефтепродуктов. Дело в том, что зимние месяцы — время максимальной маржи для владельцев АЗС, которую они могут получить благодаря низким ценам на топливо в опте и стабильным ценам в рознице. При нынешней ситуации и при дальнейшем увеличении стоимости нефтепродуктов участники рынка такой возможности могут быть лишены.

По словам источника, в самом тяжелом положении сейчас находятся владельцы независимых АЗС в Сибири, поскольку самый резкий рост цен пришелся на нефтепродукты Ачинского и Ангарского НПЗ (принадлежат «Роснефти»). Оптовые цены на бензин АИ-92 в Сибири и на Дальнем Востоке выросли с начала года на 9%.

В целом же независимые игроки обеспокоены возникновением дефицита топлива и, по словам другого источника издания, ожидают, что рост экспорта приведет к ситуации, аналогичной прошлогодней, когда в результате на внутреннем рынке в июле—августе «практически не осталось нефтепродуктов».

Тем не менее в Минэнерго не видят оснований для этого, так как сейчас запасы топлива в стране составляют около 1,5 млн тонн (критическим уровнем считается 1,3 млн тонн нефтепродуктов). Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша согласен, что причин для беспокойства нет. По его словам, текущий рост цен естественный, и связывает его с незначительным повышением стоимости топлива в опте в 2013 году.

Напомним, что осенью Российский топливный союз прогнозировал, что цены на бензин в 2014 году могут вырасти на 30% — до 40 рублей за 1 литр. Как отмечают обозреватели, если цена одного литра бензина приблизится вплотную к 40 рублям, это будет своего рода психологическим рубежом для отечественных автолюбителей. 1—1,5 евро за литр – такова средняя цена горючего в Евросоюзе. Но и средняя зарплата там примерно в четыре раза выше. Так что наш бензин фактически будет раза в четыре дороже, чем для потребителей в Европе, а в США он уже фактически дешевле.

Подпишитесь на «За рулем» в