Три новых бриллианта от "Мицубиси"

Три новых бриллианта от "Мицубиси"

Осаму Масуко (Osamu Masuko), президент и главный управляющий директор, председатель комитета по деловой этике «Мицубиси моторс».

- Г-н Масуко, позвольте начать с личного вопроса. На мой взгляд, бывший глава «Мицубиси моторс» г-н Рольф Экродт производил впечатление очень успешного начальника - однако в результате вам придется возвращать акционерам четыре с половиной миллиарда долларов, потраченных за последний год на оздоровление компании. Какими же качествами должен обладать антикризисный управляющий?

- Прошлый год действительно выдался очень трудным для «Мицубиси» - все сложности вызваны именно грубыми ошибками в управлении. Однако с автомобилями все в порядке - их выпущено свыше 1,5 миллиона. А главное, у нас есть технологии, на которые мы можем опираться! Теперь нужно изменить управленческую культуру. Три ключевых принципа нашей стратегии - это преданность, результативность, скорость, и все они взаимосвязаны. Если человек предан своему делу, то он стремится достичь результата, причем быстро!

- Надо полагать, все эти принципы определяют и кредо президента компании?

- Несомненно. Сейчас в «Мицубиси» складывается очень позитивная атмосфера, позволяющая двигать компанию вперед. Структура динамично меняется - мы привлекаем новых, молодых сотрудников.

- А чтобы вы в связи с этим могли посоветовать российским менеджерам - как молодым, так и тем, кто работает с прежних времен на предприятиях нашего автопрома? Большинство этих заводов находится в кризисном состоянии.

- Давать конкретные советы трудно - обстоятельства кризиса могут быть самые разные. Но я убежден: сложность состоит вовсе не в том, чтобы найти источник проблемы. Куда труднее определить верное направление ее решения! Ведь у каждой компании - своя история, свой микроклимат. Порой требуется невероятная решимость, чтобы изменить что-то по существу. Иногда сделать это просто необходимо.

- Я не раз беседовал с г-ном Швейцером, главой «Рено», - мне кажется, его слова о путях выхода из кризиса заслуживают внимания. Одна из трех составляющих успеха «Рено» -широкая гамма продуктов, в том числе «звездный» автомобиль. Тогда это был «Рено-Сценик». А есть что-либо «звездное» у вашей компании - в планах или в проектах?

- Конечно, у нас тоже на первом месте - продукция, а также технологии, которые помогают успешно ее продавать. Выводить на рынок новые модели всегда полезно, для нас это - самое быстрое средство к выздоровлению, которым мы вовсе не собираемся пренебрегать. Так, на заводе в Таиланде мы начали производить пикап «Тритон», а в Японии вот-вот стартуют продажи нового «Аутлендера».

- И все же как насчет «звездного» автомобиля - такого, как «Сценик»?

- В этом году для нас чрезвычайно важен «Аутлендер» -у него новая платформа и новый двигатель. Эту же платформу рассчитываем в будущем использовать для ряда других моделей. Продажи на японском рынке растут, но с появлением «Аутлендера» этот рост станет еще стремительнее.

- Считаете ли вы необходимым поразить автомобилем настолько, чтобы он дал начало какому-то новому классу? Или для компании, преодолевающей кризис, это не главное?

- Мы делаем ставку именно на технологии. Так, уже в январе 2006-го появится маленький автомобиль, созданный на основе решений, примененных в «Аутлендере».

- Вспомню еще два козыря г-на Швейцера: экспансия в Турцию и Бразилию, а также альянс с «Ниссаном». Пойдете ли вы по аналогичному пути? Я очень надеюсь на вашу экспансию в Россию - ведь это, пожалуй, единственный среди оставшихся свободных рынков.

- Да, для «Мицубиси» российский рынок крайне важен - в следующем году Россия будет для нас европейским рынком номер один. Мы благодарны российским партнерам - например, компании «Рольф». «Лансер» был очень хорошо принят покупателями, и мы приложим еще больше усилий, чтобы развить успех этой модели. Ведь это - абсолютно новый концепт, новая платформа, новый двигатель. Мы убеждены в его высокой безопасности. Кроме того, мы выводим на российский рынок новый «Галант». Он уже очень успешен - а производственные мощности рассчитаны на 200 тыс. машин.

- Не исключаю, что вас удивит мой вопрос: возможно ли сотрудничество между «Мицубиси» и АВТОВАЗом?

- Я никогда не задумывался об этом. Могу лишь заметить, что такой альянс должен быть выгоден для обеих сторон.

- Теоретически это возможно? Возьмем, к примеру, все тот же альянс «Рено» и «Ниссан» - он был очень неожиданным. Мы помним, обе компании тогда были в неважном состоянии.

- В области альянсов технологий у «Мицубиси» может быть еще немало сюрпризов. Мы хотим развивать бизнес в России и будем рассматривать любые возможности для сотрудничества.

- Продолжу тему альянсов. Вы сотрудничали с «Даймлер-Крайслер» и «Хёндэ» в производстве двигателей. В каком состоянии этот проект? Г-н Ким Донг Джин, исполнительный директор «Хёндэ», рассказывал мне, что корейцы считают этот двигатель своим... Не шокирует ли вас такого рода кооперация?

- Этот проект в равной степени финансировался тремя компаниями. За основу действительно был взят мотор «Хёндэ», но «Мицубиси» и «Даймлер-Крайслер» применили свои технологии, чтобы конечный продукт появился на свет. Этот мотор на 70% одинаков для всех трех производителей - остальные 30% компании используют по собственному усмотрению. Так что пусть клиенты решают, чей мотор лучше.

- Позвольте еще один вопрос. Он касается завода «Недкар» «Мицубиси моторс» в Голландии. Много разговоров о том, что «Мерседес» недоволен продажами «Смарта» и его производство на «Недкаре» может быть прекращено. Допускаете ли вы столь пессимистический вариант развития событий?

- Я не могу говорить от имени «Даймлер-Крайслер», но, по нашему мнению, появление «Смарта» стало знаменательным событием на мировом рынке. Именно поэтому полагаю, что его производство остановлено не будет.

- «Кольт», «Лансер», «Аутлендер» - все эти машины интересны российскому покупателю. Наверное, стоит активнее расширять гамму автомобилей, предлагаемых в России? Мы ждем американский «Галант» и новый «Мицубиси-Паджеро Спорт».

- Компания стремится как можно скорее представлять наши новинки, но сначала их нужно адаптировать.

- Известно, что китайцы хотят закупать сотнями тысяч гибридные моторы. Насколько это интересно для вас?

- В настоящий момент мы разрабатываем электрический автомобиль на батареях - при необходимости он сможет стать гибридным. В скором времени пробный образец выйдет на испытания в Японии: их цель - выяснить, насколько целесообразна эта технология.

- Символику фирменной эмблемы «Мицубиси» принято связывать с некой триадой - будь то три фамильных герба, три бриллианта или основополагающие принципы. Думаю, провозглашенные вами тезисы - преданность, результативность и скорость - не менее символичны. Спасибо!

В беседе участвовали генеральный менеджер «Мицубиси» в России Дмитрий Роткин и Владимир Соловьев («За рулем»).

Подпишитесь на «За рулем» в