Греемся на масле

Греемся на масле

На крупном автосервисе "отработка" обычно вывозится централизованно. Правда, при этом большие деньги уходят на регенерацию или уничтожение. Мелким сервисам проще выливать масло на помойку, где оно растекается и заражает почву, водоемы. Любая "отработка" - сильнейший яд, особенно синтетическая.

Заграница проблемы такого рода давно решила, причем извлекая из этого выгоду. Малые и средние автосервисы используют отработанное масло для отопления своих помещений, сжигая его в специальных котлах.

Теперь это оборудование есть и у нас. В России представлены в основном котлы трех фирм: Thermobile (Голландия), Shenandoah и Lanair (США).

Годится любая "отработка": сливаем из двигателя, МКП, "автомата", заднего моста, раздатки и - все в котел. Эту адскую смесь он переработает без проблем.

Голландские котлы - испарительного типа, то есть не требуют дополнительного подвода сжатого воздуха - так же, как и их форсуночные американские "коллеги". Только у последних выше эффективность и ниже расход "горючего".

Самый простенький Thermobile АТ306 нагревается сам по себе, то есть работает по принципу печки. Более продвинутые - со встроенными вентиляторами, а некоторые позволяют подавать нагретый воздух в различные помещения по воздуховодам. Самая дешевая модель может обогревать помещение объемом более 700 кубометров, потребляя 2-3 литра "отработки" в час.

Американские котлы больше подойдут приличным сервисам с объемом помещения до 3000 кубов. Расход масла, соответственно, увеличится - до 8,5 литров в час. Подстать и цена котла - $5,5 тысяч. Однако окупятся они довольно быстро - за счет экономии на утилизации и централизованном отоплении.

Самые дорогие модели Lanair могут работать как обычные отопительные котлы, что стоят в шикарных загородных коттеджах. У них два жидкостных контура - по одному циркулирует вода для нагрева помещения, по второму - для водопровода. И тепло, и есть где помыть руки. Котлы могут работать и на дизтопливе, и на смеси масла и солярки.

Все эти отопительные системы не выделяют неприятных запахов и дыма, а газообразные продукты сгорания, имеют уровень загрязнения значительно ниже допустимого.

И сколько же стоит дармовое тепло? Самые простые испарительные котлы стоят менее полутора тысяч долларов. Для сервиса с двумя-четырьмя подъемниками - в самый раз. Цена самых дорогих перевалит за $6 тысяч. Тут самое время вспомнить про изобретение Юрия Мочалова, профессора с кафедры химии и химмотологии Московского государственного агроинженерного университета. Он придумал для аналогичных целей очень неплохой аппарат: тот способен утилизировать любые отходы автохимии. Что важно: он небольшой, недорогой, простой в обращении. Можно соскрести промасленную землю с пола вперемешку со стружкой, проволокой, тряпками, добавить отработку, электролит, тормозуху, антифриз - аппарат все это "скушает" и добавки попросит.

В общем, выбор есть. Решайте...

Подпишитесь на «За рулем» в