Искусственный отбор

Искусственный отбор

Лучше других о подводных камнях знают посредники, для кого рынок – источник заработка. Ведь удачная сделка для них – лучшая реклама, а любой прокол одинаково чувствительно ударит по кошельку и покупателя, и «консультанта». Впрочем, для профессионала такой исход – скорее редкость. Прислушаемся же к советам спецов, через чьи руки прошла не одна сотня машин.

СВОЙ-ЧУЖОЙ

Лучше всего от превратностей судьбы защищены те, кто присмотрел автомобиль «с родословной»: официально проданный в России и обслуживавшийся у официального дилера (по частному объявлению или через систему трейд-ин). Покупателям со скромным бюджетом (до 10–12 тысяч долларов), как правило, такие авто не по карману, поэтому в поисках будущего спутника жизни им приходится перебирать сотни предложений.

Главные и самые результативные каналы информации – интернет и печатные издания. Авторынок и профессиональные «толкачи» – тема отдельного материала, да и дешевых машин там становится все меньше. Правда, остаются еще друзья и знакомые, но это далеко не лучший вариант. Во-первых, ваши интересы не только не совпадают, но полностью противоположны: один хочет продать подороже, другой – купить подешевле. Во-вторых, многие покупатели стесняются с пристрастием осматривать машину друга или родственника («не чужие люди, я же ему доверяю!»), а став владельцами, обнаруживают серьезные дефекты. Как часто после такой сделки друзья превращались в просто знакомых, а знакомые – в злейших врагов. А ведь иной раз прежний хозяин просто не знал о проблеме!

ПРИСТРЕЛКА

Одна из самых распространенных ошибок – выбор по цвету кузова или наличию дополнительных аксессуаров (магнитолы, фаркопа, «кенгурятника»). Главный критерий – состояние основных агрегатов, ведь найти исправный подержанный автомобиль гораздо сложнее, чем подержанный фаркоп или «кенгурятник». Да и расходы на агрегатный ремонт несопоставимы с затратами, скажем, на установку «музыки».

Итак, запасаемся последними выпусками газет с объявлениями или открываем страничку поиска в интернете. Для начала определимся с уровнем цен и наличием нужных вариантов. Может быть, стоит скорректировать первоначальный замысел в пользу более распространенной версии? Ведь среди множества кандидатов проще выбрать достойного.

Вчитаемся в строчки объявлений. Если в списке «опций» упоминаются «коврики, меха, литье, мухобойки», такое предложение лучше пропустить. Похоже, автомобиль интересовал владельца лишь как носитель всех этих «аксессуаров». То же относится и к элементам «тюнинга». За «нулевым» фильтром, «спортивным» глушителем и «усиленными» амортизаторами в половине случаев скрываются изношенный двигатель и расшатанная подвеска.

На плачевное состояние кузова указывают и фразы о недавнем ремонте: «замена железа по кругу» означает, что машина либо совсем сгнила, либо побывала в серьезной аварии. Много запчастей? Что же, спасибо, но это не дает повода взвинчивать цену. Особенно если преобладают детали б/у, купленные на всякий случай.

Прежде чем звонить по объявлениям, внимательно просмотрим телефоны. Если по одному и тому же номеру предлагают «Мазду», «Мерседес» и «Мицубиси» – значит, вы наткнулись на профессионального перегонщика или перекупщика. Задаром он работать не будет, поэтому истинная цена машины существенно ниже указанной. Не поленитесь завести журнал объявлений! По выпискам хорошо видно, как владельцы каждую неделю снижают цену на «залежалый товар». Можно даже не смотреть эти машины – своих денег они наверняка не стоят.

Основное внимание – свежим объявлениям. Если их много, начнем с тех, где указан не только мобильный, но и домашний телефоны. Чтобы ничего не упустить в разговоре, выпишите основные вопросы: сколько было владельцев, как часто ездят на машине, почему продают, был ли поврежден кузов, ремонтировали ли основные агрегаты, где обслуживали, делали ли антикор? Прежде чем назначать встречу, уточните, нет ли юридических препятствий для переоформления автомобиля, хорошо ли читаются номера на кузове и двигателе, согласен ли продавец съездить на диагностику в официальный сервис.

Лучше всего, если на машине ездят постоянно, а владельцы не меняются, как времена года. Мелкое ДТП – не повод отказываться от покупки. Почти все автомобили, которые продаются за четверть своей начальной стоимости, побывали в аварии. Вопрос – в какой? Самый щадящий вариант, когда меняли только съемные элементы – переднее крыло, бампер, капот. Впрочем, подробности выявит только осмотр.

СМОТРИНЫ

Итак, перед вами свежевымытый автомобиль, а спокойный, улыбчивый продавец, смахнув последнюю пылинку с «торпедо», услужливо приглашает за руль. Просыпайтесь – пора вернуться к реальности: двери и стекла покрыты грязью, с порогов свисают сосульки, а из колесной арки готов хлынуть маленький селевой поток. Но не спешите на мойку! Грязь на панелях не помешает оценить зазоры, а пыль под капотом подскажет, что машину к продаже специально не готовили. Свежеотмытый двигатель выглядит подозрительно: нередко так хотят замаскировать сильную течь масла. Косвенный признак – канистра с маслом в багажнике. Вообще, запас любых эксплуатационных жидкостей, кроме «омывайки», должен насторожить, а в некоторых случаях и предостеречь от покупки. Например, заметив жидкость ATF для ГУР в багажнике «Хонды», можете смело разворачиваться: она несовместима с уплотнениями системы и вскоре предстоит крупный ремонт насоса и рейки.

Не отходя от багажника, заглянем в выхлопную трубу. Следы масла или бархатистой сажи на ее срезе или бампере – плохой признак. Значит, двигатель изношен или разрегулирован. Но основное внимание кузову – его ремонт дороже. На смотрины захватите небольшой магнит. Он поможет узнать, какой толщины эмаль на кузове и есть ли под ней шпатлевка. Свежеокрашенный или располированный кузов (белесые следы полироля обычно остаются на кромках кузовных панелей и возле накладок и молдингов) – лишний повод насторожиться. После мойки еще раз осмотрим кузов. Лучше всего, когда на панелях заметно много мелких царапинок, видимых лишь под острым углом к свету. Это дополнительный знак, что автомобиль специально не готовили к продаже – краска старая.

Заглянув под капот, обязательно проверьте состояние впускного тракта – не расколот ли корпус воздушного фильтра, цел ли шланг – немало машин ездит с незатянутыми хомутами и винтами корпуса. Попутно посмотрите на дату выпуска высоковольтных проводов и сопоставьте ее с той, что указана в VINе и на стеклах автомобиля. Однажды, покупая автомобиль, я обнаружил следы серьезного ремонта. Хозяин-пенсионер искренне уверял, что машина не попадала в аварию и не перекрашена. В конце концов выяснилось, что его сын когда-то позаимствовал машину, разбил ее, а потом быстренько восстановил, заменив кузов. Чтобы скрыть это, он оформил новый ПТС, но год выпуска в VIN кузова указал на подлог.

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ

Основной документ – паспорт транспортного средства (ПТС). Его выдают на заводе-изготовителе, таможне или в ГИБДД при утере прежнего. В нем отражена информация обо всех владельцах (до шести, седьмому придется выписать новый ПТС), изменениях их паспортных данных, таможенных отметках и ограничениях. По ПТС можно узнать, принадлежал ли автомобиль юридическому лицу и не слишком ли часто менялись владельцы, особенно в последнее время (тогда наверняка скоро вскроются серьезные проблемы!).

Попросите показать и полис ОСАГО: по нему тоже можно многое узнать. Если он не действует зимой, нет причин сомневаться, что хозяин ездил на автомобиле только летом. А вот полис без ограничений или с длинным списком допущенных к управлению водителей с разными фамилиями может означать, что машину гоняли в хвост и в гриву все кому не лень.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Немногие владельцы готовы доверить руль первому встречному. Не страшно. Порой полезнее посмотреть, как ездил прежний хозяин. Стиль вождения, моменты и техника переключения передач многое расскажут о судьбе машины. Только попросите выключить музыку – она хорошо маскирует звуки разбитой подвески.

Сложные автомобили – полноприводные, с компрессором или современным «автоматом» желательно сразу смотреть со специалистом, причем по конкретным маркам. Вряд ли бывший владелец «восьмерки» сможет отличить хруст переднего дифференциала «Витары» от хруста ее ШРУСов. А в этой ценовой группе вы едва ли встретите беспроблемные автомобили такого класса.

На что смотреть и что слушать на ходу, специалисту объяснять не нужно – он и так все знает. А человеку, далекому от техники, «краткий курс» не поможет. Лучше обратить внимание на личность продавца.

Уже первая фраза в ответ на ваше «Здравствуйте!» подскажет, стоит ли дальше иметь дело с этим человеком. Вежливый, доброжелательный ответ не всегда заканчивался удачной сделкой, но грубая отповедь вроде «Я сейчас занят» или «Перезвоните с мобильника!» – никогда.

Позиция «бери, что дают» (чего там смотреть, машина как машина!) тоже редко бывает конструктивна, как и равнодушно-надменное «Смотри, что найдешь – твое!». Длинная заученная фраза «все-электро-люк-кожа-климат-парктроник» обычно принадлежит «профи», об их проценте мы уже говорили.

Нередко продавец сам «прокалывается». Например, в объявлении часто указывают, что машина «летней эксплуатации, гаражного хранения», а на вопрос об утреннем пуске отвечают: «Стартер – зверь, в любой мороз заводит с полу-оборота!». Или на замечание о вмятине на крыше ничтоже сумняшеся говорят: «Сосулька свалилась!». Такая вот летняя эксплуатация!

Подпишитесь на «За рулем» в