10
11
12
13
На Московской конференции. А. М. Лежава делаетдокладФото С. М акароваМОСКОВСКАЯ ГУБКОНФЕРЕНЦИЯАВТОДОРАНаправо горит — л ошадь впрягаем, налево —сами везем,Из впечатленийБурными аплодисментами приветствовала конференция председателя Центрального Совета Явтодора тов. Я. М. Лежаву. „Какая-то удивительная мертвая точка в вопросе с автостроением",—говорит тов. Лежава. „Каких только заводов за это время не построили, а с автостроением дело не выходит. Все потому, что не решили будем ли сами строить или иностранцы у нас будут строить. Нам нечего долго ждать иностранцев. Вот мы уже машину ЯМО построили и шоферы не нахвалятся ею, сейчас пробуем машину НЯМИ, и если только решим, что будем сами автомобили строить, дело пойдет, и как пойдет!.." Плохо у нас со строительством дорожных машин. Московское отделение Явтодора должно быть застрельщиком ив автостроении, и в дорожном строительстве". Тов. Дмитриев, в кратком, но полном цифрами и фактами докладе, дал картину работы Центрального Совета Явтодора. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Во всяком случае сдвиг, который наметился в вопросе о постройке авто-заводов и дорожного строительства, — заслуга Совета Явтодора, мобилизовавшего общественное мнение вокруг этих вопросов. Дальше конференция заслушала доклады тт. Лаврова, Гиммельфарба и Захарова. На конференции выступил старик тов. Власов, представитель беднейшего крестьянства ОНФЕРЕНЦИЯ эта не отличалась по внешности от обычного вида конференций — шумная толпа делегатов, почетный президиум, рабочий президиум, доклады, приветствия... Внимательный наблюдатель остановился бы разве только на возрастном составе конференции. Делегаты — почти сплошь молодежь. Делегатов старше 40 лет в зале не было. Старше 30 — несколько человек. В то же время и не совсем зеленая молодежь. Это по возрасту не комсомольское собрание. Это молодежь между 20 — 30 годами, которая еще сохранила горячность молодости, но уже приобрела опыт и закалку зрелости. Невольно вспоминается состав делегатов на Всероссийском дорожном с'езде. Там было как раз обратное. Молодежи почти не видно было. Большинство — делегаты от 40 лет и выше. Найти об'яснение этому не трудно. На Всероссийском дорожном с'езде были, главным образом, делегаты от дорожных учрежден ий , на московской губконференции—от общественных организаций — автодоровских коллективов. Итак, первое заключение: молодежь активно вошла и завоевывает автодоровское движение. Я это сулит многое. Это значит, что вопросы автомобилизации СССР и улучшения наших дорог встретят горячность, энтузиазм, и волну общественного под'ема...К10 Коломенского уезда. Тов. Власов официально не зарегистрирован как член Явтодора, но какими-то путями его потянуло на конференцию, потянуло высказаться перед „народом" о своем родном, горьком бездорожьи. „Вот",—говорит тов. Власов,—„привезли к нам в деревню хорошую машину — молотилку. Отлично поработала она два часа, обмолотила хлеб беднейшему крестьянству дешево и скоро. Крестьяне очень довольны остались. Я вот, как увозить машину стали, то неподалеку от деревни застряла она в грязи и6 часов мужички с лошадьми, досками и веревками машину эту вытаскивали. Думается, после этого, что не скоро второй раз приедет к нам в село эта хорошая машина. Или вот еще другое. Есть у нас пожарный сарай. Ежели направо горит—лошадь впрягаем, ежели налево—сами везем, потому что налево там дорога такая, что на лошади проехать нельзя.Мы нашу нужду считали божьим наказанием и по совету попа служили молебны. Однако, молебны не помогали"... Теперь старик Власов перенес свои надежды с бога на Явтодор. Явтодору предстоит ответственная миссия соревнования с богом и надо : думать, что из этого „состязания" он выйдет 4 с; честью. Для выступления в прениях записывается колоссальное количество ораторов,— почти вся конференция. Единодушно голосуют против сокращения времени выступающих. Дайте высказаться! Очень наболело наше бездорожье! И один за другим выступают делегаты и рассказывают о своих нуждах, достижениях и планах. Энергичные люди. Сильное движение. Всякий побывавший на конференции невольно проникнется уверенностью, что автодоровское движение как нельзя более назрело, а-. главное, получило твердый и напористый человеческий материал. ,-, тт И. ЬеляевРАЗВЕРНЕМ СОБСТВЕННОЕ АВТОСТРОЕНИЕ!ДокладС! А А Ov/V/F\. М. Л ежавыЕдинственный недостаток, что завод выпускает,. с лишним делегатов I Московской гуеще мало машин (в этом году 1400) и, естесттбернской конференции Явтодора с навенно, на каждую машину ложится большой пряженным вниманием слушали тов. расход. Отсюда вывод: надо завод расширить, Я. М. Лежаву на открытии конференции Явтовложить в него капитал и машина будет стоить'- дора 2 марта. дешевле. Техники и рабочие завода должны • Я. М. Лежава ударил по больным местам нашей действительности—бездорожью и отсутдобиться снижения стоимости машин. Это нужно-• сделать для того, чтобы действительно смело ствию автотранспорта. пойти на развертывание советского автог — В своем обращении к вам, — начал строения. Я. М. Лежава.— я хочу остановиться на двух вопросах, имеющих для нас исключительно У нас в Москве привыкли ездить на «Рейважное и ударное значение — «Даешь автомосах», но ведь это баловство. У нас есть соббиль!» «Даешь дорожную промышленность»! ственные конструкции машин, которые может Оставаться дальше в том положении, в каком быть не хуже этих «Ройсов». Нужно пробовать мы были до сих пор, невозможно. Сидя в праНАМИ, ЯМО и сотни других машин, что обойвительстве и соприкасаясь с хозяйственной и дется гораздо дешевле, чем сидеть без машин культурной работой республики и ее отдельных ' или платить золотую валюту за границей. Разрайонов, мы постоянно сталкиваемся с вопровертывание собственного автостроения—задача сами реконструкции; дальше заниматься рациовсего рабочего класса. нализацией нашего хозяйства не занимаясь На ряду с автостроением перед нами стоит вплотную вопросами дорожного строительства задача дорожного строительства. Расширяя и средств передвижения,—нельзя. Как обстоит наше дорожное строительство, мы в то же сейчас дело с автостроением? Здесь создалась время должны развернуть и наше дорожное какая-то удивительная мертвая точка. Каких машиностроение. Почин в этом отношении у только огромных предприятий, совершенно нонас уже есть. Различные дорожные машины вых в нашей стране, каких только гигантов у нас уже строятся и они не хуже машин, примы за Это время не возводили, а с заводами возимых из Швеции и Германии, и великолеппо автостроению дело не выходит. но работают. Как заниматься автостроением? СамостояОпыты показывают,-—заявляет Я. М. Лежательным ли путем, или перенести к нам заграва,—что там, где появляется в эксплоатации ничный капитал и технику?. Мы все болтаемся автомашина, начинается лихорадочное улучкак маятник между этими двумя проблемами. шение дорог. Дорога потянет машину и маУ нас автостроение еще совершенно не налашина обязательно потянет за собой дорогу. жено и наше народное хозяйство много от Дайте крестьянину, производящему товарное этого теряет. хозяйство, грузовичек для перевозки картошки, Не дожидаясь никого и ничего, мы должны молока, свеклы и т. д. и он обязательно дорогу заняться собственным автостроением. Если мы выравняет. поставили Волховстрой, сооружаем Днепрострой Задачи автостроения и дорожного машинои т. д., мы можем развернуть свое собственное строения остро стоят перед всей нашей общеавтостроение. Когда мы несколько лет тому ственностью, перед всем нашим хозяйством и назад начали выпускать машину ЯМО, было правительством. Московское губернское отдемного скептиков, утверждавших, что зря мы ление Явтодора должно быть в этом деле туда бросаем деньги и что ничего из этого не застрельщиком. В его деятельности автостроевыйдет, так как нет у нас ни техников, ни ние и дорожное машиностроение должно квалифицированных рабочих. Однако же, мазанять первое место (аплодисменты).. шина ЯМО оказалась лучше своего прототипа. 11 ЧТОСДЕЛАНОСОВЕТОМАВТОДОРАДоклад зам. пред. Совета Явтодора В. Ф. ДмитриеваКОНЦЕ 1927 года, когда зарождалось общество Явтодор, — говорит тов. Дмитриев, • — в контрольных цифрах Госплана не предусматривались ассигнования на автостроение. Под влиянием же Явтодора в новые контрольные цифры правительственными органами внесен ряд дополнений о постройке заводов для выпуска мощных автомашин. Такой колоссальный сдвиг произошел всего лишь в один год. Этот перелом в деле автостроения обязан Совету Явтодора. В дорожном вопросе мы к сегодняшнему дню тоже имеем большие достижения. До сих пор, в течение нескольких лет существовала какаято неразбериха в вопросе, кто должен строить дороги, какие и как строить. По этому вопросу были только одни дискуссии, а дела почти никакого. Дороги же тем временем разрушались, приходили в негодность. В настоящее же время, яри содействии Совета общества, правительство «здало специальный дорожный закон, вносящий ясность в дорожное дело. Эти два обстоятельства,—заявляет тов. Дмитриев,—являются наиболее крупными достижениями в работе Совета Явтодора. Московская губерния по количеству коллективов и членов Явтодора стоит на первом месте. в губернии около 400 коллективов и около 15 тысяч членов. Мы имеем отделения общества во всех автономных республиках, краевых и областных центрах, губерниях ив большинстве уездов. Организационную работу общества можно считать законченной. Однако, еще до сих пор очень слабо развернута работа по созданию коллективов среди крестьянского насеВления. Перед нами поэтому во всей широте встает вопрос об организации коллективов на селе и развертывании работы по улучшению наших дорог. Это особенно необходимо сделать сейчас, когда правительством намечены определенные организационные мероприятия по дорожному вопросу. Совет общества проделал большую работу по выпуску различных популярных брошюр, руководств, учебников и т. п., занимался также вопросами профтехнического образования. Приходилось пробивать брешь во всех органах в области подготовки квалифицированной автодорожной рабочей силы, подготовки работников высшей и нисшей квалификации и т. п. Из главнейших работ, проделанных Советом общества является созыв дорожного с'езда. Совет проработал вопросы реорганизации дорожного дела и наметил в этой области ряд практических мероприятий. Организованные Советом авто-мото-пробеги дали ценный материал для проработки вопросов автостроения в нашей стране. Большим тормозом в работе является отсутствие средств. Целый ряд учебных пособий и других материалов общество не могло приобрести своевременно. Организованная советом автолотерея должна дать Явтодору 1.200 тыс. руб., что значительно укрепит финансовую базу общества. Совет Явтодора добивается постройки автозавода. Тот сдвиг в автостроении, который сейчас имеется, обязан Совету Явтодора, мобилизовавшему общественное внимание к этому вопросу. Явтостроение и дорожное строительс тво — наша первостепенная задача.В зале заседаниягубконференцииФото С. М акарова/2 Б ОЛЬШЕВНИМАНИЯНИЗОВОЙ СЕТИ ДОРОГ !Доклад начальника ЦудортрансаПЫТ годичного существования Явтодора, 1, заявляет т. Лавров, показал, что в нашу у теперешнюю работу необходимо внести л кое-какие поправки. Положение с деревенским и коллективами в Московской и др. губерниях Союза чрезвычайно плохое. На село мы ii еще не проникли. Трудовая дорожная повинность, декретированная правительством, будет проводиться вз обязательном порядке, и чтобы разумно использовать труд крестьянского населения в дорожном строительстве, необходимо, прежде всего, создать для это.го соответствующую обстановку, подготовить об'екты дорожного строительства. До сих пор государство занималось строительством дорог республиканского или губернского ) значения, а до низовой сети — уездных, волостных и сельских дорог — никто не доходил, иi за годы революции там никаких работ не велось. Теперь наступил момент, когда на низовую сеть дорог мы должны обратить самое! серьезное внимание. Мы должны автодоровскую) организацию в деревне сделать популярной, широко общественной, непосредственно связанной с крестьянством. Надо создать льготные: условия вхождения в организацию для широких масс крестьянского населения. Наша задача в городах будет сейчас заключаться в массовом открытии курсов подготовкиi квалифицированной рабочей силы по автотранспорту, в ознакомлении с машиной.Ф. Я. ЛавроваОТак как мелкие коллективы заниматься такими вопросами не могут, необходимо провести укрупнение коллективов, чтобы они насчитывали не менее 100 человек. Перед нами стоит вопрос, заявляет далее т. Лавров, о передаче производственных функций нашим организациям. До сих пор организации никакими производственными функциями не занимались, но сейчас эта необходимость назрела. На опыте работы, истекшего года мы • ' видим, что целый ряд коллективов в силу местных условий на этот путь ,уже становится. Поэтому придется устав общества несколько • изменить. Однако, этими производственными функциями слишком увлекаться не следует. Заканчивая свой доклад, тов. Лавров указывает на необходимость вовлечь в Явтодор как можно больше новых членов, усиленно подго- • товиться к проведению „Недели Явтодора"., и • • к дорожному строительству в предстоящем стро- • ительном сезоне. Должна быть широко развернута работа наших организаций на местах, чтобы к дорожному строительству привлечь широ- • кое внимание крестьянского населения. Затем конференция заслушала доклад зам. нач. Цудортранса тов. Гиммельфарба „О состоянии и перспективах развития автотранспорта в ' СССР", доклад тов. Захарова, а также послала приветствие Моссовету, XVII Губпартконферев- ции, ЦК рабочих местного транспорта и пр.Д ОРОГИиАВТОМОБИЛИво ВСЕМ МИРЕКанадская автомобильная промышленность выпустила в 1928 году 242.383 машины, что является для нее рекордной цифрой. Лига пешеходов во Франции созвала свое пятое годичное собрание на котором отвергла предложенную резолюцию об установлении менее враждебного отношения к мотористам. Одновременно возникла еще одна аналогичная организация под названием „Союз для моральной и материальной защиты пешеходов"—„независимо от их классовой принадлежности", как официально было заявлено представителями этого союза. (Каких только лиг не выдумают на свете бездельники?) Во Франции на строительство иулучшениедорог предположено израсходовать в 1929 году 60 млн. руб. Из них 4 млн. будет затрачено на восстановление дорог, поврежденных во время мировой войны, и 12 млн. на новые дороги. Это ассигнование превышает все цифры предыдущих годов. Уменьшение французского экспорта. Французский автомобильный экспорт в 1928 г. уменьшился с 48.269 машин до 39.176 (11 месяцев) при одновременном удвоении импорта—8.908 машин вместо 4.611. Ш оферские курсы для членов рейхстага. После распоряжения прусского министерства юстиции об обязательном обучении судей, разбирающих дела об автомобильных несчастных случаях, шоферскому искусству — очередь за германскими парламентариями. В Берлине открыты специальные автомобильные курсы для членов рейхстага, входящих в секцию сообщений. Бетон — автомобильный паркет. Постройка бетонных дорог в Германии идет усиленным темпом. В 1925 году было построено 45 тысяч кв. км., в 1926 году—240 тысяч кв. км, в 1927 году—460 тысяч кв. км, а в 1928 г', в одной только провинции Ганновер построено в 3Va раза больше чем в 1927 году. Авторитетные германские'круги отмечают определенные преимущества бетонных дорог над асфальтовыми и клейнпфлястером (брусчаткой). Новое дорожное строительство в С-Н.СШ. в 1928 г. достигло рекордной цифры в 64.360 ы>. На него было затрачено 1.560 млн. долл. Общее протяжение мощеных дорог в стране достигло теперь 1.008.843 км, из которых 164.118 км составляют асфальто-бетонные дороги. 5 тысяч автомобилейвчасв обоих направлениях сможет пропускать новая шестирядная дорога в Нью-Йорке. Дорога на специальном виадуке, длиной в7 км, будет проходить на высоте 7м над оживленной частью Нью-Йорка. Одна из трех линий каждого направления предназначена для медленно движущихся грузовиков, вторая — для автомобилей обыкновенной скорости, третья—для неограниченной скорости — экспресс. Б ольшоезначениепридают сведениям о предстоящемслиянии трех крупнейших северо-американских 0 фирм ло производству резины:— Гудийр К0 , Сайберлинг К , Резиноделательная К» С.-Н.СШ. Фиат развивает активность в Германии. Знаменитый итальянский концерн Фиат совместно с дрезденским банком (Германия) приобрел автомобильный завод в Гайльбронне с годовой продукцией в 4—5 тысяч машин. Для» эксплоатации этого завода создано акционерное о-во с основным капиталом в2 миллиона марок. Г реческоеправительствоподписалодоговор на расширение существующей сети автомобильных дорог (в настоящее время 10 тыс. км), ассигновав для этого 6 млн. фунтов стерлингов. Число автомобилей в Греции достигло 17 тысяч. В Польше организована первая автомобильная фабрика с основным капиталом в3 млн. злотых. Заграничная печать высказывает сомнение в успехе фабрики, тан как ей вряд-ли удастся справиться с конкуренцией „Генеральной Компании Моторов", открывшей в 1928 году свое отделение в Варшаве. Автобусы в Польше. Впервые опубликованы статистические данные о количестве автобусных линий в Польше. Всего функционирует 777 автобусных линий. Относительно большое количество линий об'ясняется слабо развитой "железнодорожной сетью. Мексиканское правительство наметило пятилетнюю дорожно-строительную программу в 4,032 км. новых внегородских дорог. Новые дороги соединят наиболее важные пункты страны. В частности, к 1934 году будут закончены работы по прокладке мексиканского участка „пан-американской" дороги, которая тянется от границы Соед. Штатов до республики Гватемалы в центральной Ямерике. В Финляндии быстро развивается мотоциклетный транспорт. Ежегодно ввозится от 500 до 600 штук. В настоящее время общее количество их выросло до 5.050 единиц. Преобладают английские марки. Для улучшениядороги развития автомобилизма в Италии итальянский автомобильный клуб учредил медаль, которая будет выдаваться тем, кто представит лучшие проекты улучшения дорог. По идее клуба это должно способствовать развитию автомобилизма в стране.13