Перед отправкой из гаражаФото А.ШайхетаПроф. Е. А.ЧУДАКОВАВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ НЕОБХОДИМО ХОРОШЕЕ ГОРЮЧЕЕЗ ВСЕХ фактов и соображений, изложенных в первой половине статьи i), неизбежно вытекает, с нашей точки зрения, следующий практический вывод: Необходимо, чтобы стандартизация автомобильноготоплива , хотя бы впорядке предварительного стандарта , п редшествовала выпуску большогоколичестваего на внутр енний рынок. Р ынок должен снабжаться толькостандартным топливом.ИМного предложений по рецептуре автомобильных топлив, но нет исследовательской работыВыпуск на внутренний рынок утвержденных в настоящее время стандартных бензинов удовлетворит автомобильное хозяйство, но едва ли будет самым рациональным разрешением вопроса сточки зрения общей экономики нефтяного хозяйства. Вне всякого сомнения путем соответствующих изысканий и опытов можно разработать несколько типов автомобильных топлив, более экономичных с общегосударственной точки зрения. В этом направлении имеется целый ряд предложений, накопившихся за двухлетний срок усиленного обсуждения вопроса об автомобиль') Начало см. Ni'JM „За Рулем"ном топливе. Однако, за эти же два года ни в одном из исследовательских институтов не поставлено широких работ по этим предложениям. Из наиболее крупных предложений для разрешения вопроса о получении автомобильного топлива надлежащего качества были выдвинуты следующие: 1) улучшение фракционного состава тяжелого грозненского бензина, в частности увеличение легких фракций и понижение температуры конца выкипания; 2) смешение легкого грозненского бензина с тяжелыми бакинскими лигроинами; 3) смешение газовых бензинов с тяжелыми лигроинами; 4) смешение тяжелого грозненского бензина с высококачественным бензолом; 5) смешение грозненского тяжелого бензина с бакинским бензином или с легким грозненским бензином; 6) подача на внутренний рынок крекингового бензина. Кроме того, конечно, вопрос может быть разрешен подачей на внутренний рынок легкого грозненского бензина или бакинского бензина, однако, перевод всего автотранспорта на эти сорта бензина явится неэкономичным в виду малой добычи этих сортов бензина. Из всех приведенных выше шести предложений первые четыре требуют для своего разрешения серьезных лабораторных и эксплоатационных опытов, на основании которых только может быть найдено экономическое разрешение вопроса. Несмотря на неоднократные постановления различных совещаний по данному 5 вопросу онеобходимости постановки Употребление плохого автотоплива таких опытов, последние еще не начаты в причиняет государству убыток как сколько-нибудь широком масштабе, что об'ясв червонцах, так ив инвалюте няется отсутствием соответствующего кредита и необходимого оборудования. Такие работы Подача на внутренний рынок автотоплива безусловно должны быть проведены, но они, низкого качества об'ясняется тем, что лучшие естественно, займут значительное время, и посорта этого топлива из-за валютных соображеэтому едва ли дадут возможность срочно поний вывозятся за границу. Однако, порча автолучить улучшенное топливо на внутреннем мобильного парка, который также представляет рынке. в большей своей части валютную ценность, Подача на внутренс излишком поглоний рынок крекингощает те валютные пового бензина может ступления, которые иметь место, как должны получиться только производство от вывоза высокоэтопт бензина у нас сортного топлива. будет налажено. На В результате приближайшее время на менения неудовлеэто едва ли можно творительного авторассчитывать в виду топлива советскому того, что крекингогосударству причивый процесс у нас няется ущерб в слеставится впервые. дующих направлениях: Наиболее бы1. Уменьшается ра-стрым способом ботоспособность авулучшения автомобильного парка томобильного и повышается стоитоплива, постамость его работы. в ляемогов наУдорожание работы стоящее время автомобильного парна;внутренний ка происходит при рынок, является этом как за счет смешение тяжестоимости дополнилого грозненского бензина с легким грознен ­ тельного ремонта, который приходится производить из-за быстрой порчи двигателей, так ским илибакинским . Согласно опытов еще в большей мере из-за частых вынужденотдельных хозяйств для получения топлива надных простоев автомобилей в ремонте. В связи лежащего качества достаточно к грозненскому с этим удорожание автомобильного транстяжелому бензину добавить около 30% легкого порта должно исчисляться не менее как в грозненского или бакинского. Постановлением 8 — 1 0 % против его нормальной стоимости Комитета по стандартизации установлена смесь при употреблении хорошего топлива. По дансостава 70 и 30%. Э томероприятие не ным ЦУМТа полная стоимость работы всего требует ни постановкиисследова ­ автотранспорта Союза определяется, как минит ельскихработникаки х-л ибопро ­ мум в 115 млн. руб. Отсюда следует, что убыи зводственныхпереустройств нефток от ухудшения топлива должен измеряться тяных трестов. цифрой около 10 млн. рублей. Эта цифра Для осуществления такого плана, по приблиявляется скорее преуменьшенной, чем преувезительному подсчету, потребуется увеличение личенной, так как простои автомобилей из-за подачи на внутренний рынок на 16 тыс. т дополнительного ремонта двигателей исчилегкого грозненского бензина или бакинского. сляются не менее, чем в 15%. Взамен этого, конечно, освобождается соотДля иллюстрации сказанного приведем данветствующее количество тяжелого бензина. Это ные по изменению стоимости ремонта на 1 км мероприятие следует рассматривать, как врепробега легковых автомобилей автобазы ВСНХ: менное, впредь до того момента, когда, на основании соответствующих испытаний, будет установлено автомобильное топливо более экоПревыше1926/27 г. 1927/28 г. номического состава. О дновременнос ние в % э тимнемедленнодолжныбыть начаты исследовательскиеработы по Явтомобили с двигаизысканию такого экономичного 64 15,07 коп. телями до 2 /г • • 9,2 коп. автотоплива. Исследовательские работы должны быть начаты как в Явтомобили с двиганаучно-исследовательских инсти8,3 „ 11,46 „ 39 телями до 5л . . . тутах, так инепосредственно при заводах по выработкебензина . Для организации и руководства озна2. Применение топлива низкого качества выченными работами целесообразно зывает значительный его перерасход. Лаборас оздатьспециальнуюкомиссию при торные испытания газового бензина показали научно-техническом управлении перерасход его по сравнению с грозненским или при другомцентральном оргатяжелым бензином, примерно, на 8%. Такой же не, в распоряжениекоторойипере ­ перерасход получался при употреблении гроздать крупные средства для быстненского тяжелого бензина вместо грозненр огоразвертив а'н ияработвдолж ­ ского легкого. Таким образом, перерасход топном масштабе. лива достигает 15%. Из общего годовогох л6 расхода в НО тыс. m, это дает около 16% m перерасхода. Отсюда следует, что путем передачи на внутренний рынок лучшего сорта топлива мы сможем увеличить свой экспорт в весовых единицах. Для иллюстрации сказанного приведем данные по расходу топлива легковыми автомобилями автобазы ВСНХ за-1926/27 и 1927/28 годы. Цифры дают расход в кг на 100 км.1926/27 г. 1927/28 г. Превышение в %Явтомобили с двигателями ДО 2^2 л • • Явтомобили с двигагателями до 5л . . Явтомобили с двигателями 5л12,814,71622,423,6627,530,3123. Потребление низкосортного автомобильного топлива на внутреннем рынке должно вызвать потерю в валюте. Принимая во внимание, что наш автомобильный парк представляет собой валютную ценность и что мы ежегодно ввозим на определенную сумму" новые автомобили, порча этого автомобильного парка естественно представляет собой расход в валюте. Если принять, что по этой причине стоимость автопарка уменьшается в год всего на 5% (цифра взята предумышленно низкая), то потеря в стоимости автопарка определится в сумме около 3 млн. руб., что составит почти 50% той суммы, на какую мы ввозим ежегодно из-за границы автомобильного имущества. Выгода в валюте, получаемая от вывоза высокосортного топлива, не выше, а скорее ниже этой суммы. Таким образом, со всех точек зрения применение неудовлетворительного топлива для автотранспорта является государству невыгодным.Требуется срочное решение Президиума ВСНХ СССР. К настоящему моменту всеми ведомствами, заинтересованными в проблеме автомобильного топлива, вопрос обсужден до мелочей, и все дальнейшие обсуждения будут являться в большой мере простой потерей времени. Приводим кратко мнения отдельных ведомств по этому вопросу.Ц удортрано Отношение от 4 января 1929 года. „Грозненский тяжелый бензин в чистом виде является неприемлемым в качестве горючего для автомобильных моторов. Обусловливается это тем, что тяжелый грозненский бензин обладает слабой испаряемостью при тех температурах, при которых автомобилям приходится работать, вследствие чего большое количество содержащихся в нем тяжелых фракций не испаряется в цилиндрах двигателя и, переходя в смазку, разжижает ее, вызывая неправильную смазку двигателя, быстрый износ, а часто и выплавление подшипников. Предварительный подогрев смеси, перед поступлением ее в двигатель, не улучшает положения, так как он понижает мощность и облегчает появление детонации". Управление снабжений РККЯ- Отношение от 31 декабря 1928 года. „Применение тяжелого грозненского бензина в чистом виде в качестве горючего для автомобилей не может ^считаться допустимым. Опыт военного ведомства позволяет утверждать, что применение такого рода бензина ведет к форсированным износам автомобильных двигателей и повреждениям их, главным образом, из-за неполного сгорания тяжелых погонов бензина, поступающих в камеру горения в неиспаренном виде и пробиванию их между стенками цилиндра и поршня в картер двигателя, влекущему за собой резкое ухудшение смазки трущихся частей". Управление снабжений РККЯ. Отношение от б марта 1929 года. Грозненский бензин второго сорта не может быть ни в коем случае признан удовлетворительным для автотранспорта. Предлагаемый ныне Нефтесиндикатом газовый бензин, обладая лучшим началом кипения, в то же время по своим хвостам стоит еще ниже грозненского бензина второго сорта, и в силу этого амтомобильным бензином признан быть также не может. Комитет по Стандартизации при СТО. Протокол № 11 от 8 апреля 1929 года. 1. Признать совершенно недопустимым выпуск на внутренний рынок нестандартного топлива без предварительного его тщательного испытания и без согласования его с Комитетом по стандартизации, Цудортрансом и Военведом. 2. Отметить, что выпущенная в настоящее время в качестве автотоплива смесь газового бензина с лигроином не испытана предварительно должным образом и не согласована с указанными выше ведомствами. 3. Отметить заявление стандартной комиссии по нефтепродуктам при Совете нефтяной промышленности о том, что указанная смесь является опасной в пожарном отношении. 4. Признать, что из утвержденных в настоящее время стандартных бензинов пригодными для автомобильного транспорта являются: а) бакинский бензин; б) грозненский легкий бензин; в) смесь из 70% тяжелого грозненского бензина и 30% указанных выше 2 бензинов. 5. Возбудить вопрос перед соответствующими организациями о пересмотре экспортного плана на бензин с тем, чтобы на внутренний рынок поставлялось достаточное количество указанного выше автомобильного топлива. 6. Признать необходимым срочно организовать большие работы по изысканию автотоплива наиболее экономичного состава применительно к нашим сырьевым продуктам. Отметить, что означенные работы до сего времени не поставлены ни в одном из исследовательских институтов. Президиум Нвтодора. Постановление от 25 марта 1929 г. 1. Признать недопустимым выпуск Нефтесиндикатом нестандартного автотоплива без согласования с Цудортрансом и Военведом. 2. Признать, что употребление недоброкачественного автомобильного топлива задерживает развитие автомобильного дела в Союзе и портит автомобильный парк, представляющий собой валютную ценность. 3. Войти в правительство с ходатайством о том, чтобы на внутренний рынок в качестве автомобильного топлива были, направлены стандартные сорта бензина, при этом количество грозненского легкого бензина и бакинского бензина должно быть не менее 30% от грозненского тяжелого. Стандартная Комиссия по нефтепродуктам при НТС нефтяной промышленности. Прот. от 3 апр. 1929 г. „Комиссия считает опасным пользование и вообще операции с газовым бензином, в особенности в летнее вре^ мя до соответствующих переоборудований или дооборудований трансп. средств и хранилищ".Все приведённыемнениясисчерпывающей ясностью дают характеристику состояния снабжения автотранспорта топливом. Все учрежденияи организации приходят к одной мысли, к оторая заключается внеоходимости подачи навнутренний рынок стандартных бензинов в указанной выше пропорции ивпостановке больш ихопытныхработ по автотопливу. Все высказались . Слово за Президиумом ВСНХ СССР!Проф. Е. А. Чудаков