Разрез современного пассажирского глиссера. 1) место водителя, 2) пассажирское 3) помещение для мотора, 4) пропеллер, 5) помещение для багажа и груза, 6) плоскости, 7) штуфы, 8) запасной водяной винт, 9) боковой рульотделение, скользящиеОТ ГОНОЧНОГО ГЛИССЕРЛ к БЫСТРОХОДНОМУ ОКЕАНСКОМУ СУДНУОПРОС об увеличении быстроходности коинтересно отметить, что возникновение ее прираблей стоит в центре внимания совренадлежит конструкторам в области воздухопламенного судостроения. Все возрастающая вания (Хирт, Заблатинг). Родина глиссера — скорость сухопутного и воздушного двиФранция, Италия и Америка. жения, а также ускорение темпа оборота мироИнтересную для своего времени конструквого хозяйства требуют экономии времени и цию создал в 1906 году итальянец Форланини. при передвижении по водным пространствам. Его глиссер состоял из торпедообразного корДо сих пор старались увеличить скорость пуса, по бокам которого были монтированы судна усилением мощности силовой установки две группы скользящих плоскостей. Эти скольи применением нескольких гребных винтов. зящие плоскости были подвижными и служили Однако, увеличивающееся пропорционально для боковой устойчивости, а в то же время неквадрату скорости сопротивление воды вводит сколько приподымали корпус лодки над водой известный предел этим стремлениям. Мощные на полном ходу. Глиссер приводился в двимашины океанских кораблей сообщают им скожение мотором в 70 лош. сил, вращающим рость в 40 км в час. В речном же судоходстве пропеллер при помощи цепной передачи. скорость в 20 км в час представляет значительВ 1914 году во Франции был устроен конкурс ную цифру. глиссеров, который должен был выявить наиГлавное внимание конструкторов кораблей более практичную и удобную лодку для колои лодок сейчас направлено на преодоление ний. В этом конкурсе приняли участие видные сопротивления конструкторы, воды и воздук акФа рха.Судном, наим а н, Бессон, более отвеШовьер, Тисчающим этим сандье, Л ам ­ требованиям, берт. В дально все же данейшем развилеко несотии глиссера вершенным, деятельное является глисучастие принисер. мали братья X. и М. Фарман Гоночный (Париж). В нояглиссер, набре 1926 года именьший по пилоту Фишеру разме рам, удалось устаочень расновить миропространенное вой рекорд для и популярное судов в 140 км спортивное Пробный пробег нового глиссера Морзгна с авиационным мотов час на Сене судно; однако, оом в 250 лош. сил и металлическим винтом. Интересна легкона глиссере в последнее обтекаемая форма кузова Фармана. В навремя ведутся чале 1928 года работы для глиссером же Фармана с мотором в 450 лош. сил усовершенствования его и применения в качеустановлен новый рекорд скорости для глиссестве пассажирского судна, даже для океанского ров —в 190 км в час. сообщения. Идея конструкции глиссера не нова,—она наВ последнее время большим и заслуженным считывает порядочное количество лет. Небез'вниманием пользуется быстроходный глиссерВ8 конструкции болгарского инженера Газенко. Этот глиссер, названный „блоха моря", после нескольких удачных пробных пробегов пересек канал Ламанш в 20 мин. Лодка его представляет по своей конструкции комбинацию глиссера и самолета. Она имеет короткие несущие плоскости с поперечными поплавками, сообщающими ей известную под'емную силу и приподымающими ее из воды на ходу, а также способствующими устойчивости лодки. В Германии одним из первых конструкторов глиссера был конструктор моторов Дейке. В 1913 году он построил глиссер спортивного типа и производил пробные пробеги на Дунае . #«:-• и Штарнбергском озере. Его модель представляла собой килевую с плоскими бортами Спортивный глиссер Дейке с 3-цилиндровым молодку в4 м длины и 90си ширины, предназнатором Анзани — один из первых немецких ченную для двух пассажиров. Мотор 4-циглиссеров линдровый FN в4 лош. силы, пропеллер диаметром в 1,2 м, скорость 14—16 км в час. Позднее этот глиссер был переконструироВ настоящее время на Западе разрабатыван. Мотор был поставлен 3-цилиндровый, фирвается проект глиссерного пассажирского сообмы Анзани, в 15 лош. сил с большим пропеллещения, вызывающий большое внимание со ром. При этих усовершенствованиях скорость стороны заинтересованных кругов. В Германии глиссера достигла 30 км в час. такое сообщение предполагается по Рейну и Еще позднее появился целиком металличеДунаю; в частности, Рейнский Мозель-экспресс ский гоночный глиссер Юнкерса, имевший должен связать Триер и Кобленц, Вену и Буда3 места для водителей и2 пассажирских. Мотор пешт и позднее продолжить линию до Белграда. Особое значение приустанавливался на нодают увеличению глиссу на специальной сера и курсированию подставке, два бокоего в будущем в вовых опорных поплавка дах, омывающих Африподдерживали равноку, Америку и Азию. весие. Так как глиссер судИзвестная верфь но с небольшой погруФридриха Морзена в жаемостью и воздушВегезаке (возле Бреный винт заменяет на мена) выпустила ненем водяной, то он давно интересный тип может проходить ив глиссера, который Гоночный глиссер Юнкерса из дюралюминиевой водах, изобилующих отправлен в Южную волнистой жести водорослями. Места, Америку. Глиссер этот непроходимые для моприводится в движение авиационным мотором в 250 лош. сил, ско- торной лодки, вполне приемлемы для глисрость его—60 км в час. Успех и интерес, высера. На глиссере можно проникнуть вглубь званные глиссером конструкции Морзена застраны даже по таким рекам, как Конго. ключаются в том, что позднее ряд усовершенВ наше время наука и техника часто опествований может превратить его в глиссер, режают смелую фантазию. Проблема океаннаиболее отвечающий требованиям грузопод'ского быстроходного судна скоро найдет раземности, быстроты и экономичности. Однако, решение. Комбинация самолета и глиссера дает максимальное преодоление сопротивлеэто осуществимо лишь при усовершенствония воды и воздуха, а с этим и достижение вании мотора и его приспособлении к глисскорости в 200—250 км в час. серу, так как применяемые авиационные мотоВ недалеком будущем океанский глиссер буры, поглощающие слишком большое колидет доставлять пассажиров, грузы и почту чество горючего, недостаточно экономичны. в каких-нибудь 25 — 30 часов вместо нескольких суток. Основным фактором в этом деле должно быть усовершенствование дизель-мотора и увеличение его экономичности. Участвуйте в автодорожном фотоконкурсе!(См. 3 стр. обложки ..За Рулем" №№ 10 и 11)Глиссер Фармана на 12 человек с мотором в 170 лош. сил — на р. СенеИспано-СуизаПоследний срок отправки снимков — 15 июля . 30 лучших снимков будут премированы . 9 Г ЛИССЕРОСТРОЕНИЕЕОБХОДИМОСТЬ глиссеростроения в России ощущалась давно и только наша техническая отсталость тормозила это дело. Еще в 1912 году на озере Боткинского завода ходил прекрасный глиссер с 35-сильным мотором, развивая скорость в 40 км в час. Из глиссеров советской конструкции отметим в первую очередь те, которые построены ЦАГИ (Москва). Первый опытвСССР1. Деревянный 3-реданный глиссер, построенный Ярославским кружком автомоторной секции Осоавиахима (см. снимок), с мотором Холл-Скотт в 125 лош. сил. Днище его обшито 9м тесом в два слоя. Скорость с7 пассажирами доходит до 65 км в час. Корпус длиною 7 м, шириною 2 л«, высота реданов — 100 м. 2. Деревянный двухреданный глиссер с каютой на 14 человек — Красноярный глиссер был EKS» ского Осоавиапостроен из дехима и агентства рева с фанерной Гос пароходства. обшивкой, дниДлина корпуса ще его было до10 м, ширина Зм, полнительно мотор Испанообшито кольчугСуиза в 150 лош. алю минием. сил. Вес без наГлиссер этот — грузки—1.700 кг, однореданный с гружен ног о — мотором Изотта3 тыс. кг. МаксиФраскини в 150 мальная сколош. сил. Винт рость 32 км в час. водяной. При на3. Деревянный грузке в4 чеглиссер, выстроловека он покаенный ячейкой зал скорость Автодора в Та78 км в час. Глиссер, построенный Ярославским кружком с мотором Холлганроге; мотор Скотт в 125 л. с. Скорость его с7 пассажирами доходит Второй опытСальмсон в 150 до 65 км в час ный образец целош. сил., колиликом из кольчество пассажиров — 8 человек, скорость — чугалюминия с воздушным винтом, мотором до 35 км в час. Сименс в 75 лош. сил, также однореданный. При нагрузке в4 человека и запасе горючего 4. Спортивный деревянный глиссер т. Елана 5 часов глиссер развивает скорость 65—70 км гина, выстроенный при ячейке Автодора в Тамв час. Этот глиссер летом 1927 года сделал пробове, снабжен мотоциклетным мотором „JAP" бег по маршруту Москва —Ленинград на расв 8 лош. сил. С одним человеком он развивает стояние 3 тысячи км (река Москва, Ока, Волга, скорость до 35 км в час. Этот глиссер на конШексна, Белое озеро, Мариинская система, курсе, об'явленном Автодором РСФСР летом Вытегра, Онежское озеро, Свирь, Ладожское 1928 года, получил по классу маломощных глисозеро, Нева, Финский залив). серов первую премию. Более или менее удачные глиссеры построены Сейчас ЦАГИ строит большие глиссеры. Из также в Лодейном Поле, Нижнем-Новгороде, глиссеров, выстроенных кружковыми органиЛенинграде, Кинешме и ряде других городов зациями Автодора и Осоавиахима, отметим слеСоветского Союза. дующие наиболее интересные модели:НИнж. БойковДОРОЖНАЯВЫСТАВКАСРЕДНЕЙАЗИИЕДАВНО открылась первая в Средней Азии дорожная выставка, организованная Автодором. Большой зал Средне-Азиатского государственного университета увешан плакатами и диаграммами, рисующими картину состояния дорог и строительства. Наибольший интерес вызывает отдел дорожного почвоведения. Автодор хорошо иллюстрировал этот отдел рядом экспонатов. Здесь показан образец дорожно-почвенного профиля, который должен вычерчиваться прежде, чем будет прокладываться дорога, чтобы дать возможность изменить качество грунта добавлением песка или гравия. Рядом—прибор для определения соотношения в грунте пыли, песка или глины, дающий точность до пятитысячной доли, чертеж треугольника Ферра, при помощи которого делаются вычисления и т. д. На выставке продемонстрирован ряд материалов, наиболее выгодных для дорожного строительства: образцы клинкера, кварцит с беНрегов Онеги, ленинградские торцы, немецкий „даман"—шлак, перемешанный с каменноугольным дегтем. . В специальном отделе демонстрируются модели дорожных машин: канавокопатель, утюги, грейдер, плейнер. Много внимания уделено самой Средней Азии. На плакатах можно увидеть и средства сообщения и типы горных дорог с фотоснимками условий,в каких прокладываются горныедороги. Специальные диаграммы показывают состояние дорожной сети Средней Азии, ее финансирование по годам, грузовое движение по ней и грузовое тяготение к рынкам Средней Азии. Выставка Автодора ознакомит массы с существующим дорожным строительством и явится убедительным средством агитации за культурные дороги, „укрепляющие смычку между городом и кишлаком", как написал Автодор на одном из своих плакатов.10