13
14
ТРУБЧАТАЯ илиПРЕССОВАННАЯ РАМА для МОТОЦИКЛА?Прессованные мотоциклетные рамы появились еще в 1916 — 1917 году, но практически привились спустя почти целое десятилетие. Основной причиной задержки была недостаточная конструкционная разработка первых типовых экземпляров. Полное отсутствие производственного опыта, скептическое отношение к сварке, — в настоящем „излюбленному" методу соединения в рамах, — давало трубчатой раме преимущество в смысле дешевизны. Несомненно, однако, что принцип прессованной „с удару, с маху" сделанной рамы выгоднее экономически. Кроме того, современные методы производства трубчатых рам, в частности методы сварки и пайки (даже по способу „погружения") не удовлетворяют общему принципу „потока" — современному лозунгу всех областей промышленности вообще. Самый процесс пайки представляет чисто ручную работу, требующую от рабочего большого опыта, почти искусства, довольно сложной механической обработки, и вызывает увеличение затрат на станки, рабочие приспособления и инструмент.ПОСЛЕДНЯЯ берлинская автомобильная выставка показала много интересного ив области мотоциклостроения. Одной из значительнейших новинок является отказ некоторых мотоциклетных заводов от заимствованной из велостроения паян-Прессованная рама„Неиман-Неандер"ной или сварной трубчатойрамыи замена ее прессованной рамой. Материалом для прессованных рам служит обыкновенно сталь, реже — легкие металлы. Первая группа прессованных рам состоит из комплекта отдельных деталей, прессованных из листового материала и соединенных друг с другом помощью болтов и заклепок. Для этой группы типична рама „Нейман-Неандер", выпускаемая заводами Оппель и Неандер (35 тыс. .в год). Вторую группу представляют рамы из прокатанного или кованного штампованного профильного материала со скреплением отдельных деталей в одно целое помощью болтовых соединений. Представителем этого вида является рама „Цюндапп". Третью группу образуют рамы, состоящие в основе из двух цельных симметричных форм, соединенных в рулевой головке и плоскости Прессованная рама „Вандерер" Какова степень прочности конкурирующих с трубчатыми прессованных рам? Подбором более сильных профилей прессованная рама, конечно, способна удовлетворить любым требованиям прочности. Будет ли, однако, одинаковая по прочности прессованная рама равна трубчатой и по весу — вопрос, на который практика до последнего времени не дала еще определенного ответа. В смысле внешнего вида оба типа рам равнозначащи. За трубчатой рамой — почти вековой стаж по применению в велосипедах и тридцатилетний опыт по мотоциклам. Предел, повидимому, близок,— трубчатая рама на пороге своего типового, конструкционного и производственного стандарта. Но не дойдя до него, она начала отступление, ибо ее новый конкурент, несмотря на свою молодость, блещет новизной не только в качестве „моды". Он не менее прочен и более дешев даже в условиях среднего масштаба 13Прессованная рама „Цюндапп" кожуха заднего колеса сваркой и реже болтами и заклепками. Эту группу наиболее типически представляет рама „Вандерер". серийного производства. Конкретный3 пример: рама „Неандер" для мотора в 1.000 см с передней амортизацией, багажником, грязевыми кожухами и инструментальными ящиками стоит в Германии 240 марок (115 руб.), в то время как такая же рама трубчатого типа, в зависимости от конструкции, стоит 450 — 550 марок. Десятки тысяч прессованных рам „Неандер", „Ковентри-Игль", „Ла-Мандеаль" и др. заняли место трубчатых. „BMW" „Вандерер",7„Аскот-Пуллин", „Ролео", „Нью-Мотоцикл" и ряд других фирм уверенно обращаются к прессованным рамам, оставляя трубчатые. Разделяя участь традиционной цепной передачи, отступающей перед карданом, трубчатая рама, повидимому, накануне своей „лебединой песни". * * * В связи с перспективой постройки первого мотоциклетного завода в СССР, изучение прессованной рамы в наших „внешоссейных" условиях эксплоатации приобретает особый интерес и значение." Минимальным первоначальным вложениям и производственным затратам, а также максимальному удешевлению советского мотоцикла в конечном итоге отвечает, как показывают подсчеты, только прессованная рама.4-5 приводных и гидравлических пресса при 4 десятках рабочих способны выпустить в год необходимые 30—40 тысяч прессованных рам, в то время как то же количество рам традиционной трубчатой системы потребует сотни станков, сотни рабочих рук и миллионных первоначальных затрат. СССР идет по пути специализации и концентрации всех видов производства, поднятия производственной техники в уровень с последними и лучшими образцами современности. Обязанность нашего мотоциклизма—тщательное сравнение обоих типов рам.. Прессованная рама для нас—невиданная новинка. но первый экземпляр ее, появившийся в 1928 году вI Всесоюзном мотопробеге на гоночной машине „Неандер", не должен быть последним. Изучению прессованных рам для накопления опыта их эксплоатации в наших дорожных условиях должно быть уделено должное внимание. Ввозу мотоциклов с прессованными рамами таких заводов как „Аскот-Пуллин", „КовентриИгль",„Ролео" „Нью-Мотоцикл" и „Ла-Мандеаль", „АИВ", „BMW", „Вандерер", „Оппель", „Неандер" и пр. должно быть оказано особое преимущество. Изучение этих интересных во всех отношениях машин для пользы нашего мотоциклетного производства должно начаться не завтра, а сегодня.П. М-вК ОЛЛЕКТИВАВТОДОРЯ СТРОИТГЛИССЕРК ОЛЛЕКТИВ Автодора при Высшем художественном техническом институте (ВХТИ) заканчивает постройку глиссера, который должен принять участие в предстоящих походах мотолодок и глиссеров. Расчеты и проектирование глиссера, изготовление рабочих чертежей, а также постройка его производятся студенческим коллективом при факультете по обработке дерева и металла ВХТИ под руководством т. Мещерина. Общее наблюдение и руководство постройкой ведутся моторно - водной подсекцией Совета общества Автодор через ее представителя — инж. А. А. Бойкова. Постройка финансируется моторноводной подсекцией; строительный материал предоставлен московским воСтроящийся глиссер Вхутеина Фото R. Р одченко дно-моторным клубом. Корпус глиссера изготовляется из дерева, глиссер Высш. Худож. Технического Института мотор „Холл-Скот" в 125 лош. сил. Глиссер расдаст крейсерскую скорость 40 км в час, а максисчитан на 6 пассажиров. Предполагается, что мальную — 50—60 км в час. Н. В.15 ИЮЛЯ — ПОСЛЕДНИЙДОРОЖНОГОСРОКОТСЫЛКИ СНИМКОВДЛЯАВТОКОНКУРСА ЖУРНАЛА „ЗА РУЛЕМ". НЕ ДОЖИДАЙТЕСЬПОСЛЕДНЕГО ДНЯ — ПОСЫЛАЙТЕ СНИМКИ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО!14