Ц. ПАТЫНСКИЙЗИМНИЕ ДОРОГИ на СОВЕТСКИХ РЕКАХЕДОСТАТОЧНО развитая сеть путей сообщения Союза, в связи с усиленно растущим грузооборотом страны, заставляет искать все новых способов удовлетворения нужд транспорта. В железнодорожном деле — это новые проблемы применения тепловозной и электрической тяги, усиления подвижного состава, проведения сверхмагистралей. На водном транспорте — укрупнение тоннажа -и усиление тяговых единиц. В дорожном деле — увеличение протяжения шоссейных и грунтовых дорог. Однако, этим не ограничиваются все воз»можности изыскания других способов увеличения грузооборота. Одна из таких возможно'Стей, на которую до сих пор не обращали внимания, — это использование зимнего покрова рек для грузового и пассажирского движения. Обыденные примеры зимней жизни наших деревень и городов, расположенных вдоль рек, •практически показывают, что ровное, есте.ственно снивелированное русло реки имеет преимущество перед сугробами и неровно-стями любой зимней дороги. Вопрос сводится только к техническому укреплению дела, т.-е. к усилению нагрузок, увеличению •скорости иколичествперевозимыхтаким путем грузов. Практика показывает, что уже толщина льда .в 20—30 см свободно допускает нагрузки в пределах десятков тонн. Теоретические подсчеты и испытания вполне оправдывают эти возможности (см. труд инженера С. А. Бернштейна: .„Ледяные железнодорожные переправы"). Между тем толщина льда в пределах нашего центрального района достигает в среднем 0,6 — 0,7 л , т.-е. допускает значительно большие нагрузки. Техническая сторона возможности использовать покров льда в качестве пути сообщения не вызывает сомнений; практическое осуществление этой мысли зависит, главным образом, от продолжительности использования дороги во время зимнего сезона. Так, в районе Рыбинск — Саратов ледяной покров может быть •использован полностью в течение 3 месяцев. Размер затрат на подготовку ледяного по>крова для грузового и пассажирского движения будет зависеть от типа применяемых тран•спортных средств: автобус, грузовик, трактор, трактор с прицепками на колесах, гусеницах •или полозьях. Ориентировочно, расходы по сооружению пути будут слагаться из стоимости •изысканий (выбор трассы для обхода ненадежных мест и незамерзающих участков), подготовки полотна пути соответственной ширины ^выравнивание и очистка от ледяных глыб), установки соответственных путевых знаков, сигнализации и т. п. и устройства временной связи. Эти расходы не должны превышать 300—400 рублей с километра.НЭксплоатационные расходы предполагаются тоже незначительные. При протяжении около 50.000 км всех шоссейных и грунтовых дорог пригодных для перевозок в зимнее время, наличие около 260.000 км почти готовых к использованию идеально пронивелированных путей может явиться решающим обстоятельством в оздоровлении нашего бездорожья. Важно, при этом, что направление нового вида дорог явится большей частью связующим звеном между существующими железнодорожными пунктами как раз в перпендикулярном направлении к линиям железных дорог (примерно по Волге), следовательно, значительно ускорит переброску грузов между этими пунктами. В связи с возможностью передвижения грузов по новым направлениям в зимнее время встанет вопрос ио новом плане перевозок для таких грузов, как строительные материалы, хлеб, лес, топливо и сельскохозяйственные продукты. Так, например, в строительной промышленности заблаговременная доставка материалов (зимой) на место работ до наступления строительного сезона имеет громадное значение. Также немаловажное значение при широкой постановке этого вопроса имела бы более полная нагрузка аппарата НКПС (линейного и управленческого) на зимний период. Сказанное относилось, главным образом, к перевозке грузов. Но и перевозка пассажиров не стоит на втором плане: если взять, например, такую линию по Волге, как Рыбинск — Саратов и обеспечить ее достаточным количеством автобусов, то здесь уже будет итти речь о создании большоймагистрали , соединяющей все разрозненные до сих пор зимой населенные пункты. При наличии такой новой артерии прерывамая до сих пор на зиму жизнь на Волге будет переведена как бы „на непрерывный год", и в дальнейшем может увенчаться новыми результатами (устройство зимнего курортного сообщения и т. д.). Местонахождение новых заводов транспортных средств, тракторного и автомобильного по течению Волги (Нижний-Новгород, Сталинград) является содействующим фактором в данном вопросе ив дальнейшем может сыграть решающую роль в экономическом развитии целого крупного района. Вопрос этот совершенно нов. Тем более серьезно Надо им заняться. Поэтому сейчас же следует наметить ряд нужных мероприятий. 1. Немедленное обсуждение этого вопроса в компетентных органах (Автодор, НКПС, ВСНХ). 2. Принятие мер к подготовке опытов еще в наступающем зимнем сезоне, например, на участке Нижний—Саратов; необходимо определить требуемые затраты и обеспечить их соответственными кредитами. к вам придет письР УЛЕМ " за 1930 год. 19Позвоните в любое почтовое отделение и моносец для приема подпискинажурнал „ЗЯi