Mux. ПРЕЗЕНТПРЕКРАСНЫЕ ШОССЕ ~ и НЕКЛАССИФИЦИРОВАННАЯ ГРЯЗЬПечатаемая заметка является переработанным переводом, статьи еженедельного автомобильного обозревателя „Нью-ЙоркТайме" Дугэмса Спирита, и очень показательна в том смысле, что разбивает укоренившееся у нас представление об американских дорогах, как об идеальных шоссе, пересекающих Соединенные Штаты во всех направлениях. Как увидит читатель, на ряду с действительно превосходными шоссе в САСШ есть еще очень Много дорог, напоминающих „рассейскую" действительность. И если сегодня СССР по протяжению дорог, покрытых твердой одеждой, стоит после Соединенных Штатов на девятом месте, отставая в этом отношении даже от маленькой Норвегии, то вскоре статистические справочники всего мира должны будут изменить застоявшиеся показатели нищенского состояния дорог и автомобильного парка Советского СоюзаВКОНЦЕ пр. года в Нью-Йорк вернулась автомобильная экспедиция из 15 машин, отправившихся в январе 1929 г. в путешествие по всем штатам Северной Америки. Экспедиция возглавлялась лейтенантом Шеффером и покрыла в общем 48000 км, из которых 37000—по шоссе. Автомобили прошли 47 штатов и посетили 205 крупных городов страны. Главной целью экспедиции Шеффера было испытать шины и выяснить состояние дорог. Большая часть пути экспедиция прошла, как это неожиданно оказалось, по шоссе с неровной поверхностью. Из 36000 км шоссе только 21000 км покрыты той или иной одеждой. Из них 7000 км были покрыты гравием, 4000 — щебнем, 2000—песком, 1400 — глиной, а остальные дороги представляли собой,— как пишет в своем отчете Шеффер,—„неклассифицированную грязь". На протяжении 900 км пришлось надевать цепи на колеса. Отчет является обвинением „нации в целом" в неумении поднять ее дорожностроительную программу до уровня, который требуется широко развивающимся автомобилизмом. „Страна, в которой невозможно проехать к главным городам, без того чтобы не пропутешествовать через тысячи миль гравия, щебня, песка, глины и грязи,—такая страна не готова для современного автомобиля". Нужда Соединенных Штатов в хороших дорогах, оказывается, в достаточной степени >елика. Это подчеркнуто ив декларации Американской ассоциации мотористов, которая указала, что 16 штатов, несмотря на насущную нужду в хороших шоссе, в 1929 г. сократили свою дорожностроительную программу. Официальные цифры дорожных департаментов показывают, что эти 16 штатов тратят в 1929 г. на дорожное строительство меньше, чем в 1928 г. Заметим, что в большинстве штатов, урезавших расходы на дорожное строительство, у величен так называемый газо ­ л иновый налог, который предназн ачен на расширение дорожного дела. Возможно, что в некоторых из этих штатов завершение широкой дорожностроительной программы оправдывает некоторую урезку расходов, как например в Северной Каролине 10и в Иллинойсе, где, по отчету Шеффёр'а? за последние несколько лет много километров покрыто твердой одеждой. Но едва ли такое положение наблюдается в остальных названных штатах. - В отчете Шеффер указывает, что он нашел центральные и центрально-западные районы страны менее замощенными, чем побережья Атлантического и Тихого океанов. В то время как одни штаты отстают в дорожном строительстве, другие быстро идут вперед. Десять штатов увеличили расходы на дорожное дело в 1929 г. больше, чем на 25% по сравнению с прошлым годом. Все это показывает, что строительство дорог в СШ происходит неравномерно. Это зависит, конечно, от местных условий. Но автомобиль—машина не местного значения. Границы штатов для нее ничего не значат. Автомобили — легковые, грузовые, автобусы, перевозящие людей и грузы „всей нации", нуждаются в „национальных" (государственных) междуштатных дорогах. Налицо должна быть возможность пересечь страну вдоль и поперек, не покидаяшоссествердой поверхн остью . Этот лозунг, который с успехом мог быть провозглашен ив Советском Союзе, оказывается, выдвигается как ближайшая задача для такой шагнувшей вперед в дорожном и автомобильном строительстве страны, как Соединенные Штаты. Несоответствие состояния шоссейных дорог и автомобилизма в СШ в отчете лейт. Шеффера подчеркнуто очень ярко. — Десять лет тому назад, все же—говорит он,— такая поездка, какую мы теперь закончили, была бы, однако, почти невозможна. Экспедиция Шеффера была укомплектована средними автомобилями, на 90%составленными из американских марок. Моторы работали почти без всяких перебоев, и шины проделали путь в 48000 км без серьезных потрясений. — Но десять лет тому назад, — указывает Шеффер, — экспедиция должна была иметь в своем составе столько же механиков, сколько и шоферов, а покрышки, которые максимально проделывали путь в 7500 км, считались хорошими. Этого мы все же достигли за десять лет в нашем дорожном строительстве.