20
21
22
23
•••'•'••'.-.•' • • '••••• ••'•i-i,гашишЗахолустные картинки в самом центре Москвы (S. Дмитровка)Инж. В. НекрасовНЕУДАЧИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ в МОСКВЕЛИЦЫ Москвы в течение текущего строительного сезона напоминали город, подвергнувшийся землетрясению. Для ремонта трамвайных путей, подземных сооружений и для новых прокладок всемостовыенаулицах , намеченных к переустройству, б ылиразломаныираско ­ п анывовсехнаправлениях . Раскопки и ремонт трамвайных путей вызывали изменения маршрутов, перебои в движении, заторы и т. д. Все это создало совершенно невозможные условия для транспорта и сбивало столку граждан. Тяжелые условия перехода через улицыи передвижения по ним вызвали рост несчастныхслучаев , и . число жертв уличного движения значительно превзошло соответствующее число жертв за прошлые годы. После ремонта подземных сооружений улицы, до покрытия асфальтом, долго оставались разрытыми, с неубранным мусором. Пыль, разносимая ветром, и грязь делали проход по улицам невозможным. Широко развернулось строительство асфальтовых одежд. Одна за другой асфальтировались улицы, вызывая восторги граждан. Казалось, можно было бы забыть за эти мостовые все горести и трудности их постройки. Однако это продолжалось недолго. Построенная в 1928 г на 1-й Гражданской асфальтовая одежда (при участии германскойУфирмы Ленц), превратившая ее в красивейшую магистраль, стала разрушаться не по дням, а по часам... К концу лета асфальтовая одежда на этой улице почти на всем протяжении пришла в непригодное для проезда состояние — покрылась буграми и выбоинами, тряска пр« езде по ней стала больше, чем по булыжной мостовой. За 1-й Гражданской последовали и другие,. построенные \же в 1930 г. при участии американской компании „Сибрук". Разрушились совершенно одежды на: Крымском валу, Кудринской, Триумфально-Садовой и Бакунинской улицах; на многих улицах появились значительные повреждения—на Каретной, Черногрязской, Спасской и Сухаревской Садовых, Земляном валу и др. План работ' был сорван. Всего выполнено около 80 проц. П ришлось начинать восстановлениеасфальтовых одежд нарядеулицзаново ; ремонт некотот рых улиц был так велик, что не успевали заделывать одни выбоины, как появлялись другие.. Разрушение асфальта усиливалось невозможной грязью, которая оставалась от земли после разрытии тротуаров и трамвайных путей. Никакой очистки улиц не производится и до сих пор. Положение создалось чрезвычайно тяжелое. Нет уверенности, что хоть на одной улице асфальтовый бетон продержится больше 2—3 лет. В чем же дело, почему так произошло? В этой статье мы постараемся дать ответ, беспристрастно обсудив положение дела.20 План намечавшихся работТемпы индустриализации и автомобилизации Союза заставили МОКХ наметить постройку в этом году свыше 500 тысяч не. м одежд из асфальтового бетона. Асфальтобетоном надо было покрыть свыше 50 улиц. Огромный план намеченных ра-? бот, неслыханный в СССР и значительный даже по американским масштабам, требовал напряжения всех сил. Для выполнения плана в срок в качестве основного типа одежды вполне правильно был выбран асфальтовый бетон. Низкая стоимость постройки его, довольно значительный срок службы (по опыту заграницы не менее 12 лет), а также полная механизация работ, гладкость и удобство езды, красивый вид. легкость очистки — Дикие тропинки, проложенные пешеходами в Москве (Арбат) все это безусловные достоинства асфальтового бгтона. неверно составили смеси и т. д. Все это и вызВсе необходимые машины были закуплены в вало катастрофические результаты, которых нет Америке, а для консультации при работах су других наших дорожных организаций, произцелью использования всех достижений заграводящих работы даже без всякого участия иноничной техники в 1930 г. была приглашена странцев. американская корпорация „Сибрук". По этим ж ; соображениям в 1929 г. была приглашена Как следовало бы осуществить план дорожгерманская фирма „Ленц", построившая одежды ных работ? на 1-й Гражданской, Садовой-Черногрязской, Земляном валу и Тверской. Для проведения намеченных работ надо было произвести надлежащую подготовку. ЗаграничНеудачи иностранных консульная дорожная техника за последние годы имеет тантов можно об'яснить следующим. Иноколоссальные достижения. Д лявнедрения странцы, приезжающие к нам, не знакомы ни этих достиженийв нашу практикус нашими материалами, ни с климатическими необходимысерьезныенаучн о-и сусловиями, ни с характером и размером движес ледовательскиеработы . Главное упния, ни с условиями ремонта и содержания равление коммунального хозяйства (ГУКХ), вхоодежд, рабсилой и т. д. Работа проводится ими дящее в состав НКВД, д олжноорганизо ­ „с кондачка", без внимательного подхода к делу вать при себе научн о-и сследовательи изучения всех перечисленных обстоятельств. с кийинституткоммунального строДа они этого и не могли бы сделать, так как ительства . Широкую постройку одежд из это изучение заняло бы у них много времени. асфальтового бетона нужно основать на тверПоэтому как немцы, так и американцы впали дой научно-исследовательской базе. в ошибки—неправильно применяли материалы, П очемуненалажена , научно-иссл едов ательская работа по вопросамком ­ мунального строительства? К сожалению, у нас проводится недопустимая политика в отношении исследовательских институтов. Главки ВСНХ, НКВД и др. недостаточно осознали крайнюю важность и неизбежность этой работы и не уделяют ей необходимого внимания. В то время как производственным организациям отпускаются колоссальные средства в валюте на приобретение машин и на иностранную консультацию, научно-исследовательские организации получают мало средств, слаоы и не могут должным образом наладить работу. В ГУКХе, например, нет даже специалиста по дорожному строительству. Необходимо уделить 21Заливка московских улиц асфальто-бетоном Загрязнение улицВследствие больших земляных работ на улицах, "последние в этом году оказались очень загрязненными. Всюду до самой осени лежали» кучи земли, жидкая грязь покрывала и покрыч вает мостовые и тротуары. Эта грязьяв ­ л яется , между прочим, о днойизпри ­ чин, у силивающихразрушение асф альтовогобетона , так как под влиянием дождей, движения и грязи одежда подвергается сильному износу. Загрязненность улиц вызывается отсутст ­ в иемрегулярнойочисткиихи задержками в вывозе строительного мусора и земли. Отсутствие очистки — следствие возмутительной халатности и небрежности МОКХ. Отдел МОКХ, ведающий очисткой, не занимается своей прямой обязанностью, а все реорганизуется то в трест, то еще в какую-то организацию. Если эта реорганизация будет продолжаться и дальше, — необходимо хотя бы по адми истративной линии отдать приказ о тщательной очистке мостовых дворниками, предоставив милиции право наложения беспощадных штрафов. Конечно, это может быть только временной мерой. Необходимо приобрести специальные заграничные очиоительные машины. Улицы Берлина, например, блестят, как зеркало,— их моют специальными резиновыми щетками, укрепленными на очистительных машинах. В московских условиях даже такая очистка вряд ли возможна, так как мостовые сделаны с плохим выполнением профиля, имеют очень мало водоприемников ; поэтому на улицах постоянно застои воды. Вполне понятно, что при очистке мостовых машинами некуда будет сгонять грязь и воду. Необходимо в будущем обратитьсерьез ­ н оевниманиенаустройствопо улиц амдостаточногоколичества водоприемников.Выстроенная в прошлом году асфальтовая мостовая (1-я Гражданская) сгорбилась и создает при проезде „морскую качку" должное внимание научно-исследовательской работе и организовать соответствующие лаборатории, затратив на их оборудование достаточные средства.Разрытие улицТрудящи^я Москвы справедливо возмущаются тем, что все улицы почти сплошь разрываются, вследствие чего затрудняется проезд и проход пешеходов. Полное закрытие движения на улице опасно ив пожарном отношен ии — нельзя проехать пожарным автомобилям. Груды земли и нарытые траншеи заставляют граждан напоминать коз, скачущих через препятствия с риском для жизни. Устраивая на улице асфальто-бетонную одежду на бетонном основании, надо предварительно позаботиться о том, чтобы все подземные сооружения были приведены в порядок и после 1Постройки асфальтовой одежды не потребовали ее нового разрушения, нежду тем под землей •свой жилищный кризис — д есятки учреждений имеют свои подземные сооруженияи не могут поделить между собою места. » В число существующих подземных сооружений входят: водопровод канализация, газопровод, кабели телефона, телеграфа, электрические, трамвайные и др. Предстоит прокладка новых: пневматической почты, междугородного телефона, теплофикации, радиовещания и пр. Все это заставляет установить стандартные правила прокладки их по ширине улицы или разработать- типы подземных гал^ерей - коллек'о ов. А для этого необходимо опять изучение постановки этого дела за границей и опытная проработка, т. е. тоже научно - и сследова ­ тельская работа. 22Замощение трамвайных путейОбращает внимание на первый взгляд странное явление, что на многих улицах, покрытых асфальтом, трамвайные пути в этом сезоне были'замощены булыжником (например. Арбат), а на других улицах не асфальтированных — брусчаткой. Причина этого — недостаток брусчатки. Предполагалось по плану замостить все пути брусчаткой и были широко развернуты эти работы; в середине же сезона обнаружился недостаток брусчатки и пришлось заканчивать булыжн ком. Некоторые же улицы, трамвайные пути которых успели замостить- брусчаткой, остались непокрытыми асфальтовым бетоном, в виду невыполнения плана и частичного срыва работ при обнаружившемся разрушении уже устроенных одежд. Кроме того, в некоторых местах пути и полосы рядом с ними специально для и.пытания замащивались булыжником, чтобы с'экономигь на асфальтовом бетоне и заставить автомобили ездить по асфальту, а не выезжать на трамвайные пути. Для этого она должна быть тщательно исполнена из камня надлежащего размера. В этом году в Москву поступилабрусчатка возмутительных размеров' и отвратительной обработки. Крайние размеры брусчатки по величине должны быть: в высоту — 16 см.. в ширину —15 см ив длину — 15 — 25 см; отступления разрешаются не более, как на один см. Между тем, прибывшая брусчатка в массечуть ли не на все 100 проц. имеет размеры в высоту до 20 см, в ширину 22—23 см, в длину — до 35 см. Такие огромные плиты неудобны. Kali в работе и, конечно, скоро обулыживаются. Асфальтовая мостовая в туберкулезе первой стадии Заливка швов битумными растворами, примененная на КраснойО выборе типа асфальтового бетона площади, ниже всякой критики. Эги растворы не были продуманы и испытаны лабораторным путем, а исполнение заливки было оченьСуществует несколько разновидностейасфальтового бетона: шит или занд-асфальт (т. е. песнебрежное и без соблюдения элементарных технических условий (продувка и очистка швов чаный асфальт), мелко и среднезернистый аси т. д.). фальто-бетон и крупно-зерниаый асфальтобетон. В этом году в Москве применялись все эти в^ды. Между тем, в дальнейшем, как покаОбщие замечания зал и опыт Москвы, целесообразнее будет применять шит или асфальт. Нужно отметить, что грандиозность плана Дело в том, что в состав как мелко, так дорожного строительства застала МОКХ неподсредне- и крупно-зернистого асфальтобетона готовленным. Недостаток техперсонала и рабдолжен входить каменный щебень В Москве силы, низкая их квалификация, отсутствие транприменялся низкосортный и разнобойный буспорта, невыполнение договоров поставляюлыжный каме-ь, щебень применялся разнородщими и обслуживающими организациями, отный и одежда изнашивалась неравномерно. Песчаный же асфальт, имеющий наи олее крупсутствие базы в виде научно-исследовательской и опытной работы, изменение планов и многие ными часицами песок, изнашивается медленно другие причины затрудняли должное проведеи равномерно. Кроме того, крупно зернистый бетон, для придания ему большей водонепроние работ. Поэтому вполне понятны недочеты в работе, ницаемости и гладкости, обрабатывается дополнечеткость выполнения, забывчивость техпернительно битумом, засыпается мелкой щебенсонала, низкое качество работ и др., которые кой, которая вкатывается в асфальто-бетон. Эту обработку необходимо, как правило, возобновбросаются в глаза всем следившим за развилять каждые 2—3 года, так как без нее асфальто, тием дорожных работ в Москве. бетон быстро разрушается. Не говоря о том, Остается пожелать, чтобы опыт этого года что на работах в Москве обработка слезла был тщательно использован работниками МОКХ. почти на всех улицах уже в текущем году, воНадо надеяться, что в будущем году на бчзе зобновление ее, связанное с закрытием движенаучно-исследовательской работы, которая буния, крайне неудобно. дет проведена в течение зимы, МОКХ построит Нужно также отметить, что песчаный асфальт мостовые, отвечающие всем требованиям дои мелко-зернистый асфальто-бетон с большой рожной техники. толщиной слоя обладают недостатком — появлением волн; это является первой ступенью к разрушению одежды. Из всех этих соображений в будущем следует рекомендовать вгородах применение, главным образом, песчаного асфальта, устраиваемого на промежуточном между ним и бетоном основании слоем, называемом биндером, т. е. связующим.ни-'"й*..Мостовые из брусчаткиБрусчатая мостовая, при надлежащем выполнении, обладает боль* шой прочностью и служит без перемощения очень долго (до 60 лет).Гибель асфальтовой мостовой от непродолжительной, но тяжкой болезни23•