11
12
МАССОВЫЙ ВОЕННЫЙ МАНЕВР нЯ АВТОМОБИЛЯХЫ развертываем сейчас нашу автопромышленность. В ближайшие годы наши заводы начнут выпускать десятки тысяч автомобилей. Боевая роль автотранспорта громадна, так как без стремительной переброски войсковых масс в нужных направлениях мы вернемся к боям позиционной войны 1915—1917 гг. Комбинированное артиллерийско-авиационное, пехотно-броневое и химическое нападение дает возможность выполнить полный и всесторонний прорыв армии. _ Но прорыв—это только первый шаг к победе над врагом. Наша гражданская война знала много прорывов и на нашей стороне и на стороне противника, но завершить их полной ликвидацией противника ни мы, ни наши противники не смогли. Почему не удался например обход 4 июля 1920 г. конницей Гая польской армии под Свенцянами? Потому что она продвигалась медленно, с трудом преодолевая сопротивление вражеских арьергардов. Потому что резервы врага под'ехали по железной дороге в угрожаемый район, быстрее чем наша конница успела пройти туда. Потому что конная разведка не могла вести быстро, широко и далеко развернутую разведку. Почему, с другой стороны, не удался замысел окружения нас броне-автоотрядом поляков, брошенным в наш тыл под Ковелем 11 сентября 1920 г.? Автомобиль давал возможность развить большую маневренную скорость. Рейд бронесил поляков прошел 140 км в одни сутки, т. е. столько же, сколько конный корпусIWсделал в неделю. Скорость была достаточна, но обход не удался только потому, что силы, выведенные в каш тыл, были ничтожны. Было всего 45 автомобилей, использовавших одно шоссе. Лишь в тех случаях, когда на сцену выступали военно-политические факторы (разложение армии противника изнутри, крушение белой власти), рейд даже малых сил давал успех. Таков был рейд бронесил нашей XI армии в Баку в мае 1920 г. В подобных случаях удавалось завершить прорыв полным уничтожением силы противника. Но сейчас автомобиль дает совершенно иные возможности для маневр?.. В дополнение к коню все больше и больше приходит на помощь автомобиль с его большой скоростью и большой грузопод'емностью. В гражданскую войну мы имели едва несколько сотен автомобилей. В 1930 г. в СССР работает свыше 30 тыс. автомобилей; к концу пятилетки годовая производительность автозаводов поднимется до сотен тысяч машин в год. В таких условиях в рейд можно будет пустить не 45, а 45 тыс. автомобилей. Считая, что для переброски одной стрелковой дивизии с ее конским составом надо 1 500 автомобилей, мы можем говорить о переброске целой армии со скоростью 100 км в сутки. Ясно, что вся проблема маневра вырисовывается совершенно по-иному. Между тем у нас существует мнение, что автомобиль мы используем лишь для того, чтобы возить грузы (и тем удлинить звено между станцией снабжения и войсками). Это мы, конечно, сделаем, но этого мало.Варыв фугаов перед танком, идущим в атаку// Используя грузопод'емность автотранспорта, можно будет вывозить на новые фронты корпуса и армии и окружать целые фронтовые группы противника. Здесь есть две крупные трудности: одна тех ническая, другая организационная. Первая — движение по грунтовым дорогам (а их — подавляющее большинство) во всякую погоду, вто рая—уменье организовать марш такой массы машин. Но эти трудности преодолимы. Возьмем первуюдвижение по грязной грунтовой дороге. Мы не касаемся в данной статье вездеходных 6-колесных автомобилей, их пока у нас мало, да ив самом лучшем случае они не заменят всю массу автомобилей. Следовательно, надо говорить о движении по грунтовой дороге обычного четырехколесного автомобиля. Шестиколесный же надо использовать для специальных заданий (разведка, охранение, бой). Мы знаем из опыта, что уже обыкновенный автомобиль с цепями на колесах пройдет по не слишком глубокой грязи, под которой есть твердый грунт. Но цепи—это лишь первый шаг в борьбе с грязью, столь обильной у нас не только во время войны, но ив мирное время. Нужно поставить технике задачу предложить нам более совершенный способ приспособления обычного грузовика к дурной и зимней дороге. Труднее справиться с под'емами, ямами, оврагами, где могут образоваться пробки и сделать дороги совершенно непроходимыми. Но и это дело не безнадежно, если организовать борьбу с этими препятствиями. И это—новая проблема. Она разрешима, если создать специальные военно-дорожные отряды для починки дорог во время самой операции. Вот для этих дорожных отрядов будут необходимы везде ходные машины. Дорожные отряды, двигаясь в авангарде автоколонны в 10—12 км впереди них, подвезут ремонтные машины, доски, щебень, хворост, завалят ямы, укрепят грунт в болотистых местах. Тысячи машин можно дать в дорожные отряды для того, чтобы десятки тысяч людей могли маневрировать. Не забудем, что и при конном транспорте трудности движения в дурную погоду были велики, но никто не считал, что нельзя пользоваться этим видом транспорта. Вспомним марш в дождливую осень при переброске войск в 1914 г. из Галиции на Вислу, когда пара волов не везде вытягивала подводу. В условиях этого армейского марша кони гибли сотнями, повозки сбрасывали с дороги, но остальные шли. При автотранспорте будем уводить с дороги поломанные машины, а с остальными будем продвигаться вперед». Разница лишь та, что и здесь мотор дает новые возможности. С одной стороны он позволяет создавать дорожно-ремонтные отряды и выправлять дороги, с другой — исправлять испорченные машины в походных авторемонтных мастерских. Словом, трудности здесь большие, но преодолимые. Нужно только взяться за практическое изучение обоих вопросов теперь же. Другая не меньшая трудность — организация массовой автоперевозки по тылам противника. Мы еще не умеем пользоваться большой 12массой автомобилей. Это верно. Но разве мы умели руководить хозяйством на 100 тыс. га земли подобно совхозу «Гигант»? Разве мы умели ставить плотины поперек Днепра? Не умели, но научились. Марш крупных автосоединений можно представить так. Механизированные (бронированные) соединения с бомбардировочной авиацией бросаются на полных скоростях через боевой порядок противника или в обход его для захвата пространства и дезорганизации тыла; конные массы устремляются в захваченный бронесилами район, ведя с собой дорожные автоотряды для восстановления путей. Вслед за конницей по оборудованным путям ринутся крупные общевойсковые соединения на автоколоннах для окончательного закрепления и окружения врага. Воздушные силы, ведя разведку и поддерживая связь, обеспечат выполнение мсневра. Непрестанная борьба с самолетами врага сделает маневр безопасным от военно-воздушных сил противника. Мы ясно, видим, что если раньше, в мировую войну, оборона имела преимущество над наступлением в виде системы огня над проволочной сетью и маневра резервов по железной дороге, то сейчас и то и другое получило достойного противника, новые формы огневого нападения с танками, химией и авиацией, новые формы маневра с массовым применением автомобиля. Овладев этой техникой, мы вправе будем ставить себе целью полное окружение вооруженной силе врага. Сокрушающие бои, решавшие судьбу государства, могли бы возродиться. Но в какой потрясающей силе эти бои развернулись бы в обстановке классовой борьбы, где успешная военная операция является лишь искрой для взрыва накопленной ненависти угнетенных масс! Рейд бронесил в Баку в 1920 г., поддержавший развертывавшееся восстание пролетариев против власти муссаватов, является слабым'прообразом тех возможностей, которые в этих условиях открываются. Пилсудский пишет в своих воспоминаниях, что почва колебалась у него под ногами, что малодушие и растерянность царили кругом. И это в условиях, когда пролетариат в одной части был еще под гипнозом националистического угара, а в другой—под угрозой штыков Пилсудского, хоть и отступавших, но все же имевших возможность в любую минуту появиться в тылу. Какова была бы обстановка, если бы, например, во время решающих боев на Буге, под Варшавой появились автоколонны Красной армии? Ответ ясен. Мы не могли этого сделать в 1920 г. из-за автомобильной отсталости. Нужно это осознать и теперь же взяться за разработку вопросов. С одной стороны, решим техническую задачудвижение автомобиля по грязи и быстрое исправление дороги. С другой стороны—научимся организовать и руководить массовыми перевозками по грунтовым дорогам. В технической победе скрываются возможности новой стратегии и тактики. А. Верховский